Физическая культура в целостном процессе формирования личности

Доктор педагогических наук, доцент С.В. Кахнович1
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Извеков2
Кандидат философских наук, доцент К.В. Извеков2
1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск
2Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Саранск

С формированием мотивации студентов к здоровому образу жизни со стороны общества и государства связывается проблема совершенствования организации учебного процесса по физической культуре в образовательном пространстве вуза. В связи с этим целью исследования стал социологический анализ мотивации студентов к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой в образовательном пространстве педагогического вуза. В рамках исследования было проведено анкетирование (опрос) студентов Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева на факультетах педагогического и художественного образования (ФПХО) и физической культуры (ФФК). В опросе приняли участие 125 человек. Вопросы анкеты были распределены по трем блокам, 1-й блок посвящен выявлению отношения студентов к здоровому образу жизни; 2-й блок направлен на выявление количества студентов, сдавших нормативы ГТО; 3-й блок – на отношение к ежедневным занятиям физической культурой.
Как показал социологический анализ, высокая ценность занятий физической культуры выявлена у студентов ФФК, которые профессионально занимаются спортом и планируют связать свою жизнь с преподаванием физической культуры. Студенты 1-2-го курсов разных факультетов чаще по сравнению со старшекурсниками сдают нормативы ГТО, выбирают здоровый образ жизни и ежедневно занимаются физической культурой.
Полученные данные послужили основанием для определения условий, способствующих формированию мотивации и активного отношения студентов к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: физическая культура, личность, общая культура.

Литература

  1. Зиновьев Н.А. Формирование здорового образа жизни студентов технического вуза в процессе физического воспитания / Н.А. Зиновьев // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 2. – С. 6-9.
  2. Кахнович С.В. Региональные особенности адаптации студенток вуза к физической нагрузке / С.В. Кахнович, А.А Щанкин, К.В. Извеков и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 10. – С. 27-29.