Саморазвитие студентов средствами физической культуры на основе повышения воспитательного потенциала образовательной среды вуза

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Оплетин1, 2
1Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь
2Пермская государственная фармацевтическая академия Минздрава России, Пермь

Целью исследования стало научное обоснование механизма саморазвития студентов на основе воспитания нравственных качеств средствами физической культуры в условиях вуза. В рамках научной работы предложена авторская учебная программа, включающая в себя решение следующих задач: обучение, воспитание, создание специальных технологий для саморазвития личности и оказание педагогической поддержки в процессе личностного становления студента. Инновационным аспектом учебной программы является использование в системе учебных занятий нетрадиционных методов: массажа, самомассажа, функциональной музыки, цветотерапии, суставной гимнастики, дыхательной гимнастики, элементов йоги, закаливающих процедур, приемов самозащиты, педагогического внушения. Содержание авторской программы обуславливает решение воспитательных задач, связанных с саморазвитием студентов, направленных на умение регулировать свое физическое и психическое состояние.
В основу механизма реализации программы положены технологии самоубеждения, самовнушения, самопереживания, самоприказа. Освоение данных технологий позволяет создать для студента ситуацию успеха, чтобы пробудить у него положительные эмоции, приобрести уверенность в своих силах. В этом и заключается достижение позитивного эффекта воздействия физической культуры на развитие воспитательного потенциала образовательной среды вуза.

Ключевые слова: личность, саморазвитие, физическая культура, духовность, нравственность.

Литература

  1. Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка / Н.М. Амосов. – М., 1979.
  2. Ильин А.И. Собрание сочинений. Т. 3 / А.И. Ильин. – М.: Русская книга, 1994.
  3. Лубышева Л.И. Теория и практика физической культуры: новые векторы развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – С. 36.
  4. Оплетин А.А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности) /А.А. Оплетин // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – №  5. – С. 25-31.
  5. Якиманская И.С. Новые ценности образования / И.С. Якиманская. – М., 1995.
  6. Яковлев А.А. О назначении человека / А.А. Яковлев. – М., 1993.