Диагностика и профилактика эмоционального выгорания учителей физической культуры

Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Селиванова1
Доктор педагогических наук, профессор Д.Ф. Ильясов1
Доктор педагогических наук, доцент Е.А. Черепов2
Кандидат биологических наук, доцент Л.В. Смирнова2
1Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск
2Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск

Представлено изучение эмоционального состояния учителей физической культуры, обусловленного профессиональной деятельностью. В течение 2011-2017 гг. исследовалось эмоциональное выгорание педагогов. Приведены данные на 2011, 2014 и 2017 гг. Выявлено, что за последние 7 лет снизилось количество педагогов, не имеющих признаков эмоционального выгорания с 28 до 18%. Большинство учителей (55%) имеют отдельные признаки эмоционального выгорания на разных стадиях (напряжение, резистенция, истощение). Среди «выгоревших» учителей выявлено 9% в 2011 г., 11% в 2014 г. и 13% в 2017 г. Увеличение числа учителей, демонстрирующих эмоциональное выгорание, объясняется постоянными изменениями в системе образования и неготовностью к инновациям в системе образования (введением профессиональных стандартов, инклюзивного образования, федеральных государственных образовательных стандартов, национальной системой учительского роста). Затруднение педагогической деятельности учителей физической культуры также объясняется усложнением контингента обучающихся (агрессивность, девиации, отклонения в психофизическом развитии). Профилактика эмоционального выгорания будет способствовать сохранению профессионального здоровья учителя физической культуры. Предложены рекомендации по предупреждению выгорания учителей, заключающиеся в применении ресурсов школы как самообучающейся организации.
Развитие нормативно-правой, психолого-педагогической и методической компетентности учителей в различных активных формах работы позволит снять их неготовность к инновациям.

Ключевые слова: учителя физической культуры, эмоциональное выгорание, курсы повышения квалификации, самообучающаяся организация, педагогические инновации.

Литература

  1. Гринь Е.И. Личностные ресурсы преодоления психического выгорания у спортсменов: дис. ... канд. псх наук / Е.И. Гринь. – Краснодар, 2008. – 202 с.
  2. Воробьева М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: дис. ... канд. псх наук / М.А. Воробьева. – Екатеринбург, 2008. – 231 с. 
  3. Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей: дис. ... канд. псх наук / А.Н. Коновальчук. – Нижний Новгород, 2009. – 208 с.
  4. Семиздралова О.А. Профилактика эмоционального выгорания на ранних этапах профессионализации учителя: дис. ... канд. псх наук / О.А. Семиздралова. – М., 2006. – 186 с.