Диагностика и профилактика эмоционального выгорания учителей физической культуры

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Селиванова1
Доктор педагогических наук, профессор Д.Ф. Ильясов1
Доктор педагогических наук, доцент Е.А. Черепов2
Кандидат биологических наук, доцент Л.В. Смирнова2
1Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск
2Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск

Представлено изучение эмоционального состояния учителей физической культуры, обусловленного профессиональной деятельностью. В течение 2011-2017 гг. исследовалось эмоциональное выгорание педагогов. Приведены данные на 2011, 2014 и 2017 гг. Выявлено, что за последние 7 лет снизилось количество педагогов, не имеющих признаков эмоционального выгорания с 28 до 18%. Большинство учителей (55%) имеют отдельные признаки эмоционального выгорания на разных стадиях (напряжение, резистенция, истощение). Среди «выгоревших» учителей выявлено 9% в 2011 г., 11% в 2014 г. и 13% в 2017 г. Увеличение числа учителей, демонстрирующих эмоциональное выгорание, объясняется постоянными изменениями в системе образования и неготовностью к инновациям в системе образования (введением профессиональных стандартов, инклюзивного образования, федеральных государственных образовательных стандартов, национальной системой учительского роста). Затруднение педагогической деятельности учителей физической культуры также объясняется усложнением контингента обучающихся (агрессивность, девиации, отклонения в психофизическом развитии). Профилактика эмоционального выгорания будет способствовать сохранению профессионального здоровья учителя физической культуры. Предложены рекомендации по предупреждению выгорания учителей, заключающиеся в применении ресурсов школы как самообучающейся организации.
Развитие нормативно-правой, психолого-педагогической и методической компетентности учителей в различных активных формах работы позволит снять их неготовность к инновациям.

Ключевые слова: учителя физической культуры, эмоциональное выгорание, курсы повышения квалификации, самообучающаяся организация, педагогические инновации.

Литература

  1. Гринь Е.И. Личностные ресурсы преодоления психического выгорания у спортсменов: дис. ... канд. псх наук / Е.И. Гринь. – Краснодар, 2008. – 202 с.
  2. Воробьева М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: дис. ... канд. псх наук / М.А. Воробьева. – Екатеринбург, 2008. – 231 с. 
  3. Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей: дис. ... канд. псх наук / А.Н. Коновальчук. – Нижний Новгород, 2009. – 208 с.
  4. Семиздралова О.А. Профилактика эмоционального выгорания на ранних этапах профессионализации учителя: дис. ... канд. псх наук / О.А. Семиздралова. – М., 2006. – 186 с.