Исследование состояния сердечно-сосудистой системы и регуляторных механизмов кровообращения у студенток

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент О.Л. Петрожак1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Р. Стовба1
Кандидат биологических наук, доцент Н.В. Столярова1
Кандидат биологических наук, доцент Е.Ю. Савиных1
1Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск

Представлены данные исследования сердечно-сосудистой системы и регуляторных механизмов у студенток, занимающихся в группе аэробики с психологическим сопровождением, а именно: использование телесно-ориентированных методик, способствующих саморегулированию психо­эмоционального состояния. Обследования проводились в начале I семестра (октябрь) 2017 г. на кафедре физического воспитания и здоровья ЮУрГУ. Основную группу составили студентки 1-го курса ЮУрГУ (23 чел.), занимающиеся в группах аэробики с психологическим сопровождением. Студентки контрольной группы (20 чел.) занимались в группе классической аэробики.
Результаты фонового исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы выявили у 30% студенток высокие показатели стресс-индекса, вегетативного индекса Кердо, наличие симпатикотонического исходного вегетативного тонуса, избыточное вегетативное обеспечение деятельности.
На основе полученных данных проводится разработка коррекционных мероприятий по психофизическому воздействию и оценка эффективности их применения в процессе обучающего эксперимента, рассчитанного на учебный год.

Ключевые слова: адаптация, центральная и периферическая гемодинамика, вариабельность ритма сердца, психологическое сопровождение, саморегуляция эмоциональных состояний.

Литература

  1. Быков Е.В. Вариабельность сердечного ритма и направленность физических нагрузок / Е.В. Быков, Н.Г. Зинурова, А.В. Чипышев // Ритм сердца и тип вегетативной регуляции в оценке уровня здоровья населения и функциональной подготовленности спортсменов: матер. VI всерос. симп. / Отв. ред. Н.И. Шлык, Р.М. Баевский. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – С. 92-96.
  2. Жиженина Л.М. Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса / Л.М. Жиженина, Т.Б. Клокова // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 294-297.
  3. Луценко Е.Л. Связь вариабельности сердечного ритма с психологическими особенностями, детерминирующими здоровое поведение / Е.Л. Луценко, О.Е. Габелкова // Вестник психофизиологии. – 2013. – № 1. – С. 24-30.
  4. Пушкарева И.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в системе современного высшего образования / И.Н. Пушкарева, С.В. Кумсков, С.А. Новоселов // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 3. – С. 55-57.