Народные подвижные игры как средство приобщения к культурному наследию региона

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор культурологии, доцент А.Ю. Тихонова1
Доктор культурологии, доцент Д.В. Макаров1
Доктор философских наук, доцент А.П. Мальцева1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Рассматривается возможность и доказывается необходимость использования народных подвижных игр конкретного региона в образовательном процессе по приобщению обучающихся к культурному наследию субъекта государства. В педагогическом исследовании приняли участие учителя школ и воспитатели дошкольных учреждений, обучающиеся на курсах повышения квалификации, организуемых при УлГПУ им. И.Н. Ульянова в 2016-2018 гг.
Исследование показало, что в краеведческих источниках имеется описание народных подвижных игр, отражающее культурное наследие народов, населяющих Симбирско-Ульяновское Поволжье. Было определено, что в большей степени источники освещают традиции проведения русских подвижных игр изучаемой местности. Авторами выявлены специфические особенности народных подвижных игр Симбирско-Ульяновского края. Педагогическое исследование условий использования народных подвижных игр региона в образовательных организациях проводилось в ходе анкетирования педагогов. Было установлено, что учителя школ и воспитатели дошкольных учреждений недостаточно знают подвижные игры представителей всех народов, населяющих конкретный регион, испытывают затруднения в изучении и использовании в работе подвижных игр малочисленных народов своей местности, прежде всего мигрантов.
Исследование позволило выявить противоречия в деятельности педагогов по использованию народных подвижных игр в работе с детьми и подростками, были определены пути преодоления выявленных противоречий в целях активизации работы в образовательных учреждениях по изучению, сохранению культурного наследия конкретной местности, приобщению к народным подвижным играм населения края.

Ключевые слова: народные подвижные игры, физическое воспитание, образовательный процесс, учителя, воспитатели, культурное наследие региона.

Литература

  1. Макаров Д.В. Брендинг: пути развития и проблемы создания брендов регионов (на примере Ульяновской области) / Д.В. Макаров, А.А. Демьяненко // Поволжский педагогический поиск. – 2013. – № 1 (3). – С. 168-171.
  2. Мальцева А.П. О важности позитивной социализации/инкультурации в эпоху «информированного невежества» / А.П. Мальцева // Поволжский педагогический поиск. – 2017. – № 3 (21). – С. 10- 12.
  3. Тихонова А.Ю. Личность и региональная культура: историко-образовательные аспекты исследования /А.Ю. Тихонова, И.А. Чуканов. – Ульяновск: Ульяновский ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2010. – 176 с.