К вопросу об особенностях формирования синдрома «идиопатическая ходьба на носках» у детей

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор А.П. Шкляренко1
Доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Коваленко2
Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Ульянов2
1Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани
2Волгоградский государственный университет, Волгоград

Представлен теоретический анализ синдрома идиопатической ходьбы на носках как нарушения естественного онтогенеза движений.  Автор отмечает, что часто дети ходят на носках, чтобы дотянуться до интересующего их предмета, или привлекают к себе внимание, или повторяют танцевальные движения. Если же в остальных случаях ребенок ходит на полную стопу, то эту особенность можно считать физиологической нормой. К последствиям длительного хождения на носочках следует отнести неправильную осанку или сколиоз, проблемы с сухожилиями, задержку развития двигательных навыков, плохую координацию движений, задержку общего развития.
Автор предлагает использовать для профилактики синдрома идиопатической ходьбы на носках методы лечения, направленные на улучшение мышечного тонуса и совершенствование двигательной координации, включая лечебную гимнастику и специальные виды массажа. Кроме того, по мнению автора, желательно ограничить возраст окончания физиологической ходьбы на носках 12 месяцами. При этом начиная с 6 месяцев необходимо проводить соответствующие профилактические занятия, направленные на формирование первичных навыков правильной постановки стопы в локомоторных двигательных актах ребенка.

Ключевые слова: синдром идиопатической ходьбы на носках, динамических стереотип, статическая деформация стоп, профилактические занятия.

Литература

  1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Институт практической психологии. – Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
  2. Шаров А.Н. Влияние детских ходунков на развитие двигательных навыков у младенцев / А.Н. Шаров, А.В. Кривова // Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. – 2016. – № 3. – С. 40–46.
  3. Шкляренко А.П. Комплексный подход в использовании физических упражнений при нарушениях осанки у детей 8-11 лет / А.П. Шкляренко, Д.А Ульянов Т.Г. Коваленко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. – 2016. – № 2 (16). – С. 22-27.