Организационно-педагогические основы формирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов в вузе

Кандидат педагогических наук, профессор Н.В. Арнст1
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев1, 2, 3
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Мельничук1
Соискатель В.И. Соловьев2
Кандидат педагогических наук, доцент Д. А. Шубин3
1Сибирский государственный университет им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск
2Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск
3Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск

Целью исследования стало научное и экспериментальное обоснование организационно-педагогических основ формирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности  студентов в вузе. В ходе исследования разработаны структура и содержание педагогической технологии поэтапного формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов  на основе следующих организационно-педагогических блоков: образовательно-оздоровительного (практические занятия, лекции, беседы), спортивно-массового (спортивные секции, группы ОФП и «Здоровья», туристические походы и др.) и индивидуально-самостоятельного (соревнования, спартакиады, конкурсы и др.). Разработаны критерии оценки и контроля уровней сформированности самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза.
В эксперименте участвовали 100 студентов 1-го курса лесотехнического института СибГУ им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск. Экспериментальную группу составили 50 человек, в контрольную вошли тоже 50. Студенты ЭГ в процессе практических занятий физическим воспитанием приобретали основы знаний и умений самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. В свободное от учебы время они  индивидуально занимались различными физкультурно-спортивными формами. КГ в то же время – по общепринятой учебной программе физического воспитания.
Результаты эксперимента показали эффективность педагогической технологии поэтапного формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов, которая способствовала гармоничному и поступательному развитию интеллектуальных и физических способностей у молодых людей.

Ключевые слова: студенты, состояние здоровья, физическое воспитание в вузе, физкультурно-спортивная деятельность.

Использованная литература

  1. Мельничук А.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов в вузе: теоретические и практические основы / А.А. Мельничук, В.В. Пономарев. – Красноярск: СибГТУ, 2013. – 173 с.
  2. Мельничук А.А. Физическая культура в жизни студента [Текст] / А.А. Мельничук  // Физическая культура и спорт в системе образования: Сборник материалов Х Всерос. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2007. – С. 13-16.
  3. Мельничук А.А. Физическая культура студенческой молодежи вузов нефизкультурного профиля [Текст] / А.А. Мельничук // Физическая культура и спорт в системе образования: Сборник материалов Х Всерос. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2007. – С. 27-31.