Мотивация спортивной деятельности у подростков общеобразовательной и специализированной спортивной школы

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Т.С. Пилишвили1
А.С. Клинков1
1Российский университет дружбы народов, Москва

Цель исследования состояла в анализе мотивационных особенностей спортивной деятельности у подростков. В исследовании приняли участие 12-13-летние подростки общеобразовательной школы № 1945 г. Москвы (n=60), а также учащиеся секции спортивной гимнастики «Центра спорта и образования “САМБО-70”» Москомспорта (n=60). Выборка уравнена по полу. Мотивы спортивной деятельности изучались с использованием шести надежных и валидных психодиагностических методик. Сравнительный анализ результатов показал, что для подростков общеобразовательной школы более характерны мотивы накопления знаний, специальных навыков, развитие характера и психических качеств в спортивной деятельности, стремление к физическому совершенству, получение эстетического удовольствия и острых ощущений, приобретение полезных для жизни умений и знаний, реализация потребности в поощрении. Подростки специализированной спортивной школы имеют более выраженные показатели по рационально-волевому мотиву спортивной деятельности, мотивам удовлетворения духовных и материальных потребностей, стремления к отсутствию психогенных влияний, приобретения материальных благ, коллективистской направленности, физического самоутверждения.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, физическая культура, мотивация спортивной деятельности, мотивы, подростки.

Использованная литература

  1. Блинков В.С. Сравнительный биомеханический анализ сложных гимнастических упражнений / В.С. Блинков, Е.Ю. Лалаева, В.В. Анцыперов // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 12. – С. 75.
  2. Комков А. Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников / А.Г. Комков // Теория и практика физ. культуры. – 1998. – № 6. – С. 2-7.
  3. Пестряева Л.Ш. Особенности развития мотивов занятий спортом с учетом спортивной квалификации / Л.Ш. Пестряева, Г.Л. Драндров, Б.Н. Глинкин и др. // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-3. – С. 237-243.
  4. Пуни А.Ц. Психология / (общ. ред. А.Ц. Пуни), 1984.
  5. Степанова О.Н. Возрастная динамика интересов и потребностей подростков в спортивной деятельности / О.Н. Степанова, Н.Н. Кухтерина, А.В. Юров // Преподаватель XXI века. – 2015. – Т. 1. – № 3. – С. 201-210.