Педагогический контроль в системе подготовки лыжников-двоеборцев

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Зебзеев1
Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Зданович1
В.В. Зебзеев1
1Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Целью исследования стала систематизация научных знаний о применении педагогического контроля в подготовке лыжников-двоеборцев.
На основе теоретического анализа проблемы исследования в статье представлены сведения об особенностях применения средств и методов педагогического контроля в лыжном двоеборье. Выявлено, что проявление двигательных способностей лыжников-двоеборцев в условиях соревнований зависит от их морфологических особенностей строения тела, физической, технической подготовленности, функционального состояния. Во время многолетней подготовки лыжников-двоеборцев важнейшее значение имеют методы педагогического контроля, оценивающие оперативные, текущие и перманентные (этапные) состояния спортсменов. При осуществлении педагогического контроля за подготовленностью спортсменов показана целесообразность применения компьютерных технологий. Применение информационных баз данных в лыжном двоеборье позволяет повысить качество научно-методического сопровождения и экспертного моделирования подготовки спортсменов, выполняемых с помощью интегрального анализа всех текущих индивидуальных показателей подготовленности спортсменов; анализа соответствия фактических показателей технической, физической, функциональной и соревновательной подготовленности двоеборцев с обобщенными и индивидуальными модельными характеристиками, получаемыми в виде процента отклонения от модели; сопоставления различных сторон подготовленности и выделения отстающих и приоритетных сторон подготовленности на различных этапах подготовки; корректировки тренировочного плана подготовки лыжников-двоеборцев или выработки нового в случае необходимости.

Ключевые слова: педагогический контроль, система подготовки, лыжники-двоеборцы.

Литература

  1. Зебзеев В.В. Информационная база данных подготовленности квалифицированных лыжников-двоеборцев / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 1. – С. 78-82.
  2. Интегративный подход в управлении подготовкой лыжников-двоеборцев: учеб.-метод. пособие / А.И. Попов, А.Е. Ардашев, В.Я. Гельмут [и др.]; под общ. ред. А.И. Поповой. – Сарапул: Сарапульская типография, 2014. – 120 с.
  3. Лисовский А.Ф. Теория и практика педагогического контроля спортивной подготовленности горнолыжников: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.Ф. Лисовский. – Малаховка: МГАФК, 1997. –  44 с.
  4. Методика разработки комплексных целевых программ подготовки региональных сборных команд квалифицированных спортсменов на четырехлетний цикл подготовки (на примере лыжников-двоеборцев РФ): учеб. пособие / Г.А. Сергеев [и др.]. – СПб., 2013. – 132 с.
  5. Оганджанов А.Л. Технология управления подготовкой легкоатлетов-прыгунов с использованием инновационной измерительной системы / А.Л. Оганджанов, Е.С. Цыпленкова, П.А. Овчинников // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 4. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. – С. 157-165.
  6. Ушаков В.И. Комплексный педагогический контроль в подготовке юных лыжников-двоеборцев 11-14 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.И. Ушаков. – СПб.: ЛНИФК, 1993. – 14 с.