Механизмы реализации воспитательного потенциала детско-юношеского спорта

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Бацина1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Данилова1
Кандидат психологических наук Н.Ю. Дрейко1
Кандидат педагогических наук, доцент Ф.Д. Мухамитянов1
1Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Статья посвящена актуальному вопросу современного юношеского спорта – усилению воспитания и успешной социализации юных спортсменов. Спортивный результат во многом обусловлен специфическим для каждого вида спорта набором личностных качеств. Формирование этого набора качеств является приоритетным в деятельности тренера и происходит как в процессе воспитания, так и в процессе социализации. Под механизмом воспитания и социализации понимают процесс перевода воздействий внешней социокультурной и природной среды во внутренние структуры человеческой психики.
Социализирующим пространством для воспитания юного спортсмена является субкультура вида спорта, которая представляет собой  социокультурную модель реализации культурного идеала спортивной деятельности в рамках конкретного вида спорта исходя из специфики соревновательной деятельности (символы, атрибуты, фольклор, формы общения, нормы, стереотипы поведения).
Таким образом, понимание механизмов воспитания и социализации позволит тренеру, с одной стороны, повысить результативность спортивной деятельности, а с другой – успешно формировать гармонично развитую личность юного спортсмена.

Ключевые слова: воспитание, социализация, спорт, социально-культурная деятельность, механизм воспитания и социализации, субкультура вида спорта.

Литература

  1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ. –288 с.
  2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2009. – 40 с. 
  3. Жидков B.C. Культурная политика России. Теория и история / B.C. Жидков, К.Б. Соколов. – М.: Академический проект, 2011. – 592 с. 
  4. Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года   URL: minsport.gov.ru (дата обращения 20.10.2018).
  5. Лубышева Л.И.  Социология физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. образования – 4-е изд., перераб. / Л.И. Лубышева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 272 с. – (Сер. Бакалавриат).
  6. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия / А.В. Мудрик // Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 382 с.