Психолого-педагогическое обоснование понимания спортивной тренировки как потенциального вида ведущей деятельности в подростковом возрасте

Доктор педагогических наук, доцент Е.А. Черепов1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.К. Калугина1
Аспирант А.С. Хафизова1
1Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск

Предпринята попытка дополнить теоретико-практические представления о ведущей деятельности в подростковом возрасте, представив занятия спортом как один из потенциальных видов ведущей деятельности.
Анализ полученных на протяжении 8 лет данных по методике адаптированного детского опросника Л. Н. Собчик был направлен на выявление внутригрупповых норм, взаимосвязей индивидуально-личностных свойств учащихся подросткового возраста, что позволило оценить системно-структурные тенденции изменения личности отечественных подростков.
Выявлено, что спонтанность, ригидность, интровертированность, эмотивность личности подростка являются теми компонентами в структуре личности, которые наиболее подвержены существенным изменениям в подростковом возрасте.
Показано, что занятия спортивной тренировкой в подростковом периоде онтогенеза могут принимать черты ведущей деятельности, поскольку она, во-первых, строго не регламентирована и объединена соответствующим смыслом отношения к действительности, во-вторых, общественно актуальна и просоциальна, в-третьих, ей присущи выраженная демонстративность и ориентация на внешних участников, в-четвертых, она сопровождается многоаспектным общением, значительной мотивацией и самопозиционированием, направленностью на референтную группу.

Ключевые слова: ведущий вид деятельности, подростки, индивидуально-личностные свойства, спортивная тренировка.

Литература

  1. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания / Б.С. Братусь // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. – М.: Мысль, 1996. – 291 с.
  2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н.  Леонтьев. – М.: Наука, 1983. – Т. 1. – 385 с.
  3. Лишин О.В. Подросток в школе: система отношений, мотивация деятельности / О.В. Лишин, О.А. Чернышева, С.Л. Ящук // Мир психологии. – 2001. – № 3. – С. 233-246.
  4. Лишин О.В. Диагностика уровня сформированности общественно полезной деятельности как способ психологической характеристики воспитательного процесса / О.В. Лишин // Психологический журнал. – 1990. – Т. 11. – № 4. – С. 98-106.
  5. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. – М.: НИЦ «ТиПФК», 2006. – 174 с.
  6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.
  7. Собчик Л.Н. Искусство психодиагностики / Л.Н. Собчик – СПб.: Речь, 2014. – 160 с.
  8. Терещенко В.В. Подросток в пространстве его взросления и определения / В.В. Терещенко // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск. – 2009. – № 8. – С. 106-111.
  9. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток / Д.И. Фельдштейн. – Воронеж: Модэк, 2008. – 208 с.
  10. Черепов Е.А. Метапредметная парадигма здоровьеформирующего образовательного пространства современной общеобразовательной организации / Е.А. Черепов // Вестник ЮУрГУ. Серия: «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2015. – Т. 15. – № 4. – С. 5-13.
  11. Черепов Е.А. Особенности динамики индивидуально-личностных свойств в подростковом онтогенезе / Е.А. Черепов // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 4. – С. 51-53.