Воспитательный потенциал спортивной среды школы олимпийского резерва

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1
Кандидат биологических наук Е.Т. Колунин1
Аспирант Г.А. Куценко1
1Тюменский государственный университет, Тюмень

Рассматривается проблема воспитательного потенциала спортивной школы как особой образовательной среды. Исследованы приоритетные задачи и трудности в деятельности детского тренера, профессионально значимые качества детского тренера и личностные качества успешного юного спортсмена с позиции тренера, спортсмена-подростка и родителя. Изучен характер воспитательных взаимодействий в триаде «тренер–спортсмен–родитель», а также мотивы занятий спортом, трудности спортсмена-подростка. Выявлены мероприятия по совершенствованию процесса подготовки спортсмена и качество образовательных услуг спортивной школы. Сделан вывод о том, что спортивная школа как открытая, динамичная, когерентная потребностям субъектов образовательная среда, в которую включены администраторы, тренеры, юные спортсмены, их родители, требует выявления проблемных зон, опорных позиций и точек роста для конструктивных преобразований и актуализации воспитательного потенциала.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, спортивная школа, спортивная среда, взаимодействия в системе «тренер–спортсмен–родитель», значимые личностные качества, мотивы занятий, качество услуг.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – №  5. – С. 19-22.
  2. Бобылев, Г.П. Спортивная школа как воспитательная организация: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.П. Бобылев. – М., 2006. – 17 с.
  3. Колунин Е.Т. Конвергирование средств гимнастики на начальном этапе подготовки в игровых видах спорта / Е.Т. Колунин // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 6. – С. 60.
  4. Лубышева Л.И. Современная спортивная наука: от стагнации к новой парадигме развития // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 3-5.
  5. Манжелей И.В. Воспитательный потенциал спортивной среды вуза / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 12. – С. 24-27.
  6. Паначев В.Д. Спорт как социальный институт в развитии личности: дис. … канд. соц. наук / В.Д. Паначев. – Пермь, 2000. – 231 с.
  7. Столяров В.И. Теоретическая концепция спорта на основе диалектической методологии (к дискуссии о современном спорте) / В.И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 5. – С. 5-9.
  8. Хвацкая Е.Е. Образовательная среда спортивной школы как внешний ресурс «двойной» карьеры спортсменов / Е.Е. Хвацкая // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации: сб. науч. трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Краснодар, 2016. – С. 234-237.
  9. Хромин Е.В. Инновационное управление как основа развития школьного, детско-юношеского и массового спорта на муниципальном уровне / Е.В. Хромин // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 12. – С. 6-9.
  10. Фабричников Д.А. Решение воспитательных задач в процессе тренировочной работы с юными спортсменами в детских спортивных школах: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Д.А. Фабричников – Тюмень, 2005. – 26 с.