Формирование ориентировочной основы игровой деятельности спортсменов на первом уровне обучения

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Луткова1
Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Рамзайцева1
Е.И. Мокина1
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Зайцев2
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2Калининградский государственный технический университет, Калининград

Целью исследования стала разработка алгоритмической схемы обучения тактико-техническим действиям в процессе многолетней подготовки юных спортсменов на базе первичности формирования ориентировочной основы игровой деятельности. Исследование проводилось в рамках практической работы тренеров по игровым видам спорта при реализации образовательной программы на протяжении трех лет. Главный акцент в работе был поставлен на «ориентировку во внешних условиях».
По итогам научной работы авторы делают вывод, что традиционно используемые в процессе подготовки юных спортсменов методики обучения направлены на усвоение целого комплекса технических приемов, оторванных от общей системы игры. Это затрудняет их адаптацию непосредственно к игре. Разработанная алгоритмическая схема предусматривает последовательность обучения с выделением приоритетного характера для каждого этапа многолетней подготовки. Целенаправленное формирование ориентировочной основы игровой деятельности на первом уровне обучения при овладении техническими приемами непосредственно в игре позволяет формировать индивидуальное, целесообразное поведения игроков, формирует креативность, способствует качественному овладению игровыми приемами и организации коллективной деятельности для достижения соревновательной цели. Данное исследование актуализирует необходимость внесения соответствующих корректировок в тренировочный процесс юных спортсменов.

Ключевые слова: ориентировочная основа, игровая деятельность, многолетний процесс подготовки, спортсмены-игровики.

Литература

  1. Макаров Ю.М. Дидактические аспекты начальной тактической подготовки в спортивных играх: учеб. пособие / Ю.М. Макаров, А.А. Чуркин. – СПб.: Олимп, 2008. – 119 с.
  2. Макаров Ю.М. Содержание и направленность педагогических воздействий на начальном этапе подготовки в спортивных играх: учеб. пособие / Ю.М. Макаров. – СПб.: Олимп, 2009. – 120 с.
  3. Яхонтов Е.Р. Дидактическое преобразование содержания деятельности спортсмена и педагога-тренера в игровых видах спорта: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Е.Р. Яхонтов. – Санкт-Петербург, 1995. – 37 с.