Организация спортизированного физического воспитания, направленного на формирование профессионального здоровья будущих специалисто

Кандидат педагогических наук Е.А. Власов1
Доктор педагогических наук, доцент Е.В. Воробьева2
Доктор педагогических наук, доцент В.Ц. Цыренов3
1Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (филиал), Иркутск
3Бурятский республиканский институт образовательной политики, Улан-Удэ

Раскрыты необходимость и способы формирования здоровья студентов высших учебных заведений. В рамках исследования разработана модель формирования профессионального здоровья будущих специалистов на основе применения средств лыжной подготовки. Цель разработанной модели достигается посредством анализа и реализации следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов деятельности: когнитивно-мотивационного, содержательного, операционального, контрольно-регулирующего, оценочно-результативного. Эти компоненты процесса организации физического воспитания отражают взаимодействие педагогов и занимающихся – от постановки и принятия целей до их реализации. Физическое воспитание студентов, организованное в рамках модели, способствует формированию физической культуры личности с использованием наиболее привлекательного для конкретного студента вида двигательной активности, а также приобщению ее к самостоятельному и регулярному выполнению физических упражнений. Как показали результаты эксперимента, физическое воспитание, организованное на основе модели, обеспечивает существенный прирост специальных физических качеств и функциональных показателей, необходимых для становления физического статуса профессионального здоровья будущих специалистов.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, профессиональное здоровье, будущие специалисты, спортизация, лыжный спорт.

Литература

  1. Бажук О.В. Моделирование педагогической профилактики профессионального здоровья студентов, будущих социальных педагогов [Текст] / О.В. Бажук // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 3(23). – С. 245-246.
  2. Бальсевич В.К. Особенности мотивации занимающихся физической культурой и спортом на разных этапах онтогенеза человека [Текст] / В.К. Бальсевич // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (15-16 мая 2014 г.). – Пермь, 2014. – С. 29-31.
  3. Вербина Г.Г. Психолого-акмеологическая авторская программа развития профессионального здоровья специалиста [Текст] / Г.Г. Вербина // Качество и инновации в XXI веке: материалы 12-й Международной научно-практической конференции (24-25 апреля 2014 г.). – Чебоксары, 2014. – С. 59-71.
  4. Лубышева Л.И. Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спортизированного физического воспитания и «спорта для всех» / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 4. – С. 6-8.
  5. Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья как актуальное научное направление [Текст] / Г.С. Никифоров, С.М. Шингаев // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36. – № 2. – С.  44-54.
  6. Психология профессионального здоровья [Текст]: учеб. пособие / под ред. Г.С. Никифорова. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 480  с.
  7. Разумов А.Н. Концепция «здоровье здорового человека»: интеграция медицины, психологии и религии [Текст] / А.Н. Разумов, В.А. Пономаренко // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36. – № 6. – С. 88-93.