Профессиональная адаптация студентов с низкой двигательной активностью

Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Викторов1
И.А. Комкова1
О.В. Мельникова1
Н.Я. Платунова1
1Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск

Приводятся данные о состоянии профессиональной адаптации студентов с низкой двигательной активностью по причине различных нарушений в состоянии здоровья. Принимая во внимание требования профессионально-прикладной физической подготовки, профессиональная адаптация таких студентов, способствующая более успешному овладению профессией и дальнейшему в ней совершенствованию, существенно снижена за счёт общего ограничения физических нагрузок с учётом работоспособности и функциональных возможностей организма. Было обследовано 166 студентов 16-21 года, относящихся по состоянию здоровья к подготовительной (ПМГ), и 142 студента специальной (СМГ) медицинских групп. Целью работы было обоснование концепции эффективной организации прикладного физкультурного образования для коррекции критериев профессиональной адаптации студентов с низкой двигательной активностью. Показаны возможности этапного формирования профессиональной адаптации, позволяющей сократить период адаптации к физическим нагрузкам и, таким образом, повысить двигательную подготовленность в виде последовательной организации учебного процесса при двухразовых занятиях в неделю. Предложенная и апробированная авторами методика для студентов как с ограниченными возможностями здоровья, так и с недостаточным физическим развитием, слабой физической подготовленностью, временным нарушением состояния здоровья предполагает выведение студентов на более высокий уровень сформированности профессиональной адаптации.

Ключевые слова: студенты, профессиональная адаптация, двигательная активность, прикладность, физкультурное образование.

Литература

  1. Алешин И.Н. Неопределенность и нелинейность в спортивной подготовке: направления, формы проявления и реализация / И.Н. Алешин, Н.Е. Слинкина, Е.Л. Самойлова // Проблемы современного педагогического образования. Серия: «Педагогика и психология». – Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 58. – Ч. 3. – С. 33-40.
  2. Викторов Д.В. Модернизация готовности к профессиональной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Викторов, В.Л. Крайник, Е.М. Янчик, Л.В. Смирнова // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 5. – С. 16-18.
  3. Коровин С.С. Методологические основы теории профессиональной физической культуры / С.С. Коровин // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 43–44.
  4. Полянский В.П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально-прикладной физической культуры как особого социокультурного образования / В.П. Полянский // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 5. – С. 12-17.