Саморазвитие студентов в аспекте психологического сопровождения занятий по физической культуре

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Оплетин1, 2, 3
1Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь
2Пермская государственная фармацевтическая академия, Пермь
3Пермский государственный институт культуры, Пермь

Целью исследования стало научное и экспериментальное обоснование авторской программы саморазвития студентов в процессе участия в физкультурно-спортивной деятельности. В рамках научной работы проводился эксперимент на базе Пермского государственного института культуры с 2014 по 2017 г., в котором приняли участие 870 студентов. В контрольную группу (КГ), где занятия велись по программе вузов культуры, вошли 430 студентов, 440 человек экспериментальной группы (ЭГ) обучались по авторской программе, которая была направлена на повышение саморазвивающей активности, готовности, способности к саморазвитию студентов в процессе их участия в физкультурно-спортивной деятельности.
На основании результатов педагогического эксперимента автором делается вывод о том, что процесс саморазвития в современной парадигме образования выходит на лидирующие позиции в воспитании и развитии личности, являясь краеугольным камнем в «фундаменте» формирования ее жизненных принципов и профессионального самоопределения.

Ключевые слова: личность, активность, саморазвитие, технология, парадигма.

Литература

  1. Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 3. – С. 7-16.
  2. Макеева В.С. Культурологические аспекты образовательной подготовки студентов в сфере физической культуры / В.С. Макеева, Г.А. Ямалетдинова // Образование и саморазвитие. – 2011. – Т. 3. – № 25. – С. 119-125.
  3. Оплетин А.А. Саморазвитие личности студента средствами универсальной системы разминки на занятии по физической культуре: монография / А.А. Оплетин. – Пермь: СПб ИВЭСЭП, 2012. – 200 с.
  4. Оплетин А.А. Диагностика саморазвивающей активности в образовательном процессе по формированию физкультурно-спортивных компетенций и компетентности саморазвития: монография / А.А. Оплетин. – Пермь: ПГИК, 2016. – 218 с.
  5. Оплетин А.А. Саморазвития личности в учебном процессе по физической культуре / А.А.Оплетин // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 6. – С. 50.
  6. Оплетин А.А. Обоснование феномена готовности как важного фактора самореализации личности в процессе саморазвития / А.А. Оплетин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 2. – С. 58.
  7. Павлов И.П. Избранные труды / И.П. Павлов. – М., 1957. – 544 с.
  8. Сивцова А.В. Ценностные ориентации личности: от внутренних конфликтов к саморазвитию: монография / А.В. Сивцова. – Барнаул, 2010. – 356 с.
  9. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технология: учеб. пособие / И.А.Шаршов. – М., Тамбов, 2003. – 215 с.
  10. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: проблемы, подходы, гипотезы / М.А. Щукина. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 152 с.