Психодиагностика и развитие психомоторных способностей молодежи

Доктор психологических наук, профессор В.П. Озеров1
Кандидат педагогических наук, доцент О.Ю. Тарасова1
Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Тарасов1
Кандидат философских наук O.И. Шефатов1
1Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

В статье поднята проблема исследования психомоторных способностей человека. По мнению авторов, психомоторные способности являются ядром двигательных способностей человека, выступая как их многоуровневый компонент, включающий нейродинамические, сенсорные, моторные, волевые и интеллектуальные особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля, саморегуляции и самоуправления двигательной деятельностью. На основе теоретического анализа исследований в области психодиагностики уточняются понятия: психомоторные задатки, способности, особенности, возможности, свойства, одаренность и др. Также в статье приводятся выводы и рекомендации, сделанные по результатам проведенных формирующих психологопедагогических экспериментов. Авторы уверены, что диагностика психомоторики у детей поможет в поиске двигательно одаренных детей и индивидуализации процесса подготовки олимпийских резервов. На основе психомоторных способностей можно успешно прогнозировать спортивную перспективность юных спортсменов и разрабатывать для тренеров психограммы высококвалифицированных спортсменов..

Ключевые слова: психодиагностика, развитие, психомоторные способности молодежи, научная школа.

Использованная литература

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности / Н.А. Бернштейн. – М., 1990.
  2. Зинченко В.П. Движение – живое существо. К 100-летию Н.А. Берн­штей­на / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 1999. – № 6.
  3. Коменский Я.А. Сочинения / Я.А. Коменский. – М., 1997.
  4. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников / Б.Б. Коссов. – М.: АПН СССР, 1989. – 109 с.
  5. Лесгафт П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
  6. Озеров В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. – Дубна: «Феникс», 2002. – 320 с.
  7. Озеров В.П. Кафедра практической психологии и социальной педагогики СГУ / В.П. Озеров. – Ставрополь: «Сервис-школа», 2009. – 48 с.
  8. Озеров В.П. Диагностика и формирование познавательных способностей учащихся / В.П. Озеров, О.В. Соловьева. – Ставрополь: «Сервис-школа», 1999. – 112 с.
  9. Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. Т. 1. АПН СССР, 1952.
  10. Тарасова О.Ю. Мыслительно-образное моделирование двигательных действий студентов на занятиях по физической культуре / О.Ю. Тарасова, П.В. Тарасов // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 9.
  11. Теплов Б.М. Избранные труды / Б.М. Теплов. В 2 т. – М.: Педагогика, 1965. – 358 с.