Факторы нормирования двигательной активности современного учителя

Кандидат педагогических наук, доцент В.Е. Цибульникова
Московский педагогический государственный университет, Москва

В статье ставится проблема нормирования объема двигательной активности современного учителя в условиях дефицита привычной двигательной активности, что выступает одним из ключевых рисков профессионального здоровья педагога. Автором раскрываются факторы нормирования двигательной активности учителя, характеризуются особенности трудовой педагогической деятельности, приводятся репрезентативные данные по результатам субъективной оценки учителями влияния различных факторов на их двигательную активность. В исследовании участвовали 480 учителей из 23 регионов Российской Федерации (возраст – 21-65 лет, пол –женский) – слушателей курсов дополнительного профессионального образования. Был составлен рейтинг факторов, влияющих на двигательную активность учителей.  На основании полученных результатов автор делает вывод, что у человека генетически запрограммирован индивидуальный объем ДА в виде потребности в движениях. Однако ключевую роль в развитии физической активности играют социально-средовые и внутриличностные факторы, так как индивидуальный объем ДА каждого человека складывается под влиянием социума, среды в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности человека.При нормировании ДА учителей следует учитывать целостную системную триаду биологических, социально-средовых и внутриличностных факторов. Субъективная оценка учителями упомянутых выше факторов по степени влияния на их ДА выражается в доминировании: генетического компонента предрасположенности к какой-либо величине ДА, воспитания культуры здоровья и физического воспитания, уровня сформированности ценности здоровья и физической культуры, мотивации к проявлению ДА педагогов.

Ключевые слова: двигательная активность, нормы двигательной активности, индивидуальный объем двигательной активности.

Литература

  1. Быхтенко О.В. Психофизиологические особенности лиц с различной потребностью в двигательной активности: дис. ... канд. мед. наук / О.В. Быхтенко; ГУ «РНЦ «“Восстановительная травматология и ортопедия”». – Курган, 2004. – 162 с.
  2. Власова И.А. Физическое здоровье в пожилом возрасте / И.А. Власова, Г.И. Губин, Д.Д. Молоков // Сибирский медицинский журнал. – 2009. – № 7 – С. 151-152.
  3. Гапон А.Я. Исследование повседневной двигательной активности у лиц умственного труда / А.Я. Гапон // Двигательная активность человека и гипокинезия: Сб. статей / Под ред. А.Д. Слонима и К.М. Смирнова; АН СССР. Сиб. отд. Ин-т физиологии. – Новосибирск: [б. и.], 1972. – 213 с.
  4. Гончаров В.И. Память на движения как мнемический компонент процесса формирования двигательных навыков в физическом воспитании и спорте: дис. ... докт. псх наук / В.И. Гончаров; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 2008. – 334 с.
  5. Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 11 – С. 20-23.
  6. Ледовская Н.М. Обычная двигательная активность ребенка от 3 до 7 лет: автореф. дис. … канд. мед. наук / Н.М. Ледовская. – Саратов, 1973. – 18 с.
  7. Нескрябина О.Ф. Смысл и ценность человеческой индивидуальности: дис. … докт. филос. Наук / О.Ф. Нескрябина. – СПб., 1996. – 323 с.
  8. Семенов В.В. Физиологическая потребность в двигательной активности у лиц зрелого и пожилого возраста: дис. … канд. мед. наук / В.В. Семенов. – Тюмень, 2003. – 203 с.
  9. Смирнов К.М. Обычная двигательная активность, потребность в движениях и физическое воспитание / К.М. Смирнов, А.Я. Гапон, Д.Г. Железовская и др. // Теория и практика физ. культуры. – 1972. – № 12 – С. 53-54.