Программирование двигательных действий квалифицированного боксера

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.С. Колесник1
Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

 Совершенствование технико-тактической подготовки квалифицированных боксеров связано с поиском новых подходов к организации и проведению тренировочных занятий; инновационных форм, средств и методов спортивной тренировки; выявлению неиспользованных резервов организма. В данной статье предлагается одно из направлений повышения спортивного мастерства единоборцев путем формирования навыков программирования поединка с противником. Разработка программы ведения боя на основе сбора  информации о сопернике, его манере ведения боя, излюбленных атакующих ударах, защитных приемах, соревновательных дистанциях позволяет выстроить тактику борьбы с учетом недостатков технико-тактической подготовленности соперника. Эффективность соревновательной деятельности боксера в значительной мере определяется его способностью своевременно вносить коррективы в программу поединка с учетом неожиданных технических приемов противника; особенностей его тактики, создающей ситуации, требующих быстрого принятия единственно верного решения. Скорость его реализации зависит от сложившейся обстановки: положения противника на ринге, его боевой стойки, степени готовности  к проведению собственной атаки и др. Программирование процесса противоборства с соперником предусматривает необходимость формирования навыков прогнозирования его атакующих и защитных приемов, маневрирования, а также проведения необходимых в данной ситуации двигательных действий. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность методики формирования навыков программирования спортивного поединка с противником.

Ключевые слова: бокс, спортивная подготовка, программирование, педагогический эксперимент.

Литература

  1. Акопян А.О. Бокс: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализирующих детско-юношеских школ олимпийского резерва (Текст) / А.О. Акопян и др. 2-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 72 с.
  2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1980. – 196 с.
  3. Бальсевич В.К. Методология индивидуализации  в физическом воспитании и спорте /В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 6. – С. 74.
  4. Колесник И.С. Основные направления повышения эффективности системы подготовки квалифицированных боксеров: монография / И.С. Колесник. – М.: Флинта: наука, 2010. – 350 с.
  5. Колесник И.С. Интеллектуальная подготовка боксеров / И.С. Колесник. – М.: Теория и практика физ. культуры, 2015. – 132 с.
  6. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций: монография / Л.Д. Назаренко. – М.: Теория и практика физ. культуры, 2003. – 258 с.