Безопасность занятий физической культурой и спортом в городе

Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Степанова1
Доктор медицинских наук, профессор Е.И. Почекаева1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Рыжкин2
Доцент Е.В. Немцева2
Кандидат социологических наук Р.М. Ольховский3
1Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
2Донской государственный технический университет,  Ростов-на-Дону
3Ростовское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз», Ростов-на-Дону

При подготовке статьи использована информация Управления Роспотребнадзора по Ростовской области об эколого-гигиенической ситуации и состоянии здоровья населения. Представлены результаты исследования  воздействия санитарно-гигиенических условий помещений на здоровье студентов, занимающихся физической культурой и спортом. Оценка санитарно-гигиенических параметров проводилась в учебных аудиториях, в помещениях городских объектов, предназначенных для занятий физической культурой и спортом.  Контрольная группа состояла из студентов 1-го курса (25 человек), исследуемая группа – из  студентов 5-го курса (22 человека). Выполнялись измерения уровня аэроионизации, параметров микроклимата, мощности амбиентной дозы гамма-излучения.  По результатам измерений рассчитывался коэффициент естественной освещенности.
Результаты исследования позволили заключить, что оздоровительный эффект от занятий физической культурой и спортом необходимо планировать с учетом санитарно-гигиенической обстановки. В связи с этим авторами разработан и предложен алгоритм действий по улучшению функциональных возможностей организма студентов с учетом экологической обстановки.

Ключевые слова: физкультура, спорт, безопасность, здоровье студентов, городская среда.

Литература

  1. Андрющенко Л.Б. Мониторинг физического развития студенческой молодежи Волгоградской области / Л.Б. Андрющенко // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2005. – № 2 (14). – С. 31-34.
  2. Андрющенко Л.Б. Технология формирования готовности к развитию физической культуры у студентов как фактор сохранности здоровья: монография / Л.Б. Андрющенко, И.В. Лосева; М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Российский гос. аграрный ун-т – МСХА им. К.А. Тимирязева. – М., 2009.
  3. Андрющенко Л.Б. Разработка и реализация научно-ме­то­ди­чес­ко­го обеспечения повышения квалификации педагогов и специалистов по физической культуре и спорту / Л.Б. Андрющенко, Ю.О. Аверясова, Г.Б. Кондраков и др. // Плехановский научный бюллетень. – 2017. – № 2 (12). – С. 17-21.
  4. Бондин В.И. Функциональное состояние и здоровье у различных категорий молодёжи в современных условиях экологической среды / В.И. Бондин, И.А. Пономарева, Т.А. Жаброва и др. // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2012. – № 2. – С.  41-48.
  5. Доклад о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ростовской области в 2016 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.61.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 2.06.2017).
  6. Енченко И.В. Развитие услуг сферы физической культуры и спорта в России: дис. …канд. эконом. наук / И.В. Енченко. – СПб., 2015. – С. 12-88.
  7. Землина Е.М. Биохимические изменения в организме студентов при физических нагрузках / Е.М. Землина, Т.А. Степанова  // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 11-3 (16). – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/biohimicheskie-izmeneniya-v-organizme-s... (дата обращения: 12.08.2017).
  8. Лысенко А.В. Возрастные особенности влияния аэроионизации на функциональное состояние студентов / А.В. Лысенко, Д.С. Лысенко, Е.И. Почекаева и др. // Ученые записки ун-та им. Лесгафта. – 2016. – № 2 – С. 114-118.
  9. Наскалов В.М. Особенности методики проведения занятий по физическому воспитанию студентов в экологически неблагоприятной среде / В.М. Наскалов // Ученые записки ун-та Лесгафта. – 2014. – № 12 (118). – С. 145-150.