Актуализация инклюзивных практик в развитии саморегуляции паралимпийцев

Доктор психологических наук, профессор А.А. Баранов1
Доктор педагогических наук, профессор В.П. Овечкин1
Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Сунцова1
1Удмуртский государственный университет, Ижевск

Цель исследования – выявление эффективности психотренинга и инклюзивных практик в развитии саморегуляции спортсменов-паралимпийцев. В исследовании приняли участие спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата – члены паралимпийской сборной России по лыжным гонкам и биатлону. Опытно-экспериментальная работа включала комплексный тренинг (аутогенная тренировка, внушенный отдых, ментальный тренинг, светозвуковая стимуляция), инклюзивные практики (организованные встречи спортсменов со студентами и школьниками). В качестве методов исследования (оценки психофизического состояния спортсменов) использовались программно-аппаратные комплексы: «БИО-ВЕЛЛ» – для измерения показателей энергетического потенциала и стрессового фона; «MINDSKIN» – для оценки уровня психоэмоциональной напряженности на основе измерения кожно-гальванической реакции. В результате исследования установлено: психотренинг повышает способность спортсменов к саморегуляции психофизических состояний, положительно влияет на точность стрельбы в биатлоне; инклюзивные практики вызывают позитивный отклик у спортсменов, выступают социально-мотивирующим фактором, демонстрируют спортсмену признание его личности как полноценной, стимулируют процессы самопринятия, психологической саморегуляции. Следовательно, потенциал инклюзивных практик для спортивной деятельности паралимпийцев представляет актуальность и перспективу исследований.

Ключевые слова: саморегуляция, паралимпийский спорт, инклюзивный подход.

Литература

  1. Баранов А.А Развитие профессиональных компетенций у физкультурных кадров в условиях реализации субъект-субъектной образовательной парадигмы / А.А Баранов  // Совершенствование системы профессионального физкультурного образования и повышение квалификации специалистов по физической культуре и спорту в рамках реализации федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: Материалы Всерос. науч.-прак. конф. 19-21 октября 2016 года. – Ижевск, 2016. – С. 15-18.
  2. Евсеев С.П. Спорт как фактор самореализации и повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями / С.П. Евсеев, А.Г. Абалян // Вестник спортивной науки. – 2016. – № 2. – С. 49-51.
  3. Морозов А.В. Психологические проблемы российского спорта (навстречу XXXI Летним Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро) / А.В. Морозов // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3 (19). – С. 81-90.