Психофизиологические предикторы успешности реализации образовательной траектории юных хоккеистов

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор биологических наук, доцент Н.А. Белоусова1
Доктор педагогических наук, профессор В.И. Сиваков1
Кандидат биологических наук В.П. Мальцев1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

В современной учебной среде для обучающихся предлагаются достаточно разнообразные образовательные траектории с различной ментальной и физической нагрузкой. Для успешного их освоения  требуется учитывать функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) и, как следствие, уровень когнитивной работоспособности. С целью оценки интегративных показателей функционального состояния ЦНС как критерия успешности образовательной траектории обследованы подростки 15-16 лет общеобразовательной школы и юные хоккеисты на этапе углубленной специализации. Интегративные показатели деятельности ЦНС оценили с помощью психофизиологического тестера. Анализировали показатели подвижности нервных процессов, стабильности сенсомоторных реакций и критерии церебрального гомеостаза.
Полученные данные отражают относительно совершенную обработку сенсорной информации у юных хоккеистов по сравнению со сверстниками, что выражается в достоверном различии в показателях скорости зрительно-моторной реакции и относительно совершенных механизмах дифференциации торможения. Выявлено влияние тренировочного процесса на психомоторную организацию юных хоккеистов, которое связано со скоростью церебральной переработки информации о стимуле и принятии решения о способе ответной реакции на стимул при оптимальном функциональном состоянии ЦНС. Адаптивные возможности нервной системы к организации необходимой функциональной структуры юных хоккеистов проявляются в успешности обучения двигательным действиям.

Ключевые слова: функциональное состояние ЦНС, психофизиологические предикторы, сенсомоторная интеграция, юные хоккеисты.

Литература

  1. Гилева О.Б. Изменчивость времени реакции и академическая успешность учащихся в разных школах Екатеринбурга / О.Б. Гилева // Экология человека. – 2011. – № 10. – С. 22-28.
  2. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство / М.П. Мороз. – СПб.: ИМАТОН, 2007. – 40 с.
  3. Павлова Н.В. Роль психофизиологических показателей в адаптации к спортивной деятельности хоккеистов 11-18 лет:  дис. ... канд. биол. наук / Н.В. Павлова. – Омск, 2014. – 151 с.
  4. Сиваков В.И. Квантовый энергетический метод в диагностике и прогнозировании успешных выступлений квалифицированных спортсменов / В.И Сиваков, С.А. Айткулов, И.Ф. Черкасов  // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 6. – С. 78-82.
  5. Смирнова В.С. Гендерные особенности пластичности нервных процессов младших подростков 11-13 лет / В.С. Смирнова, В.П. Мальцев // Новые исследования. – 2016. – № 1 (46). – С. 37- 46.
  6. Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьёва // Вестник ТГУ. – Т. 18. – Вып. 5. – 2013. – С. 2831- 2840.