Взаимосвязь профессиональной мотивации преподавателей и мотивации студентов к занятиям по физической культуре

Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Изотов1
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Куванов1
Е.Н. Коростелев1
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

На сегодняшний день учеными неоднократно предпринимались попытки управления процессом формирования мотивации студентов к физкультурной деятельности. По мнению авторов, одним из перспективных направлений изучения этой проблемы является поиск взаимосвязей профессиональной мотивации преподавателей физической культуры и мотивации студентов к занятий физической культурой в рамках данного предмета. В связи с этим целью научной работы стало определение взаимосвязи профессиональной мотивации преподавателей и мотивации студентов к занятиям по физической культуре. В исследовании приняли участие 158 студентов Санкт-Петербургского горного университета разных специальностей и курсов обучения, разного пола и 22 преподавателя физической культуры Санкт-Петербургского горного университета разного возраста, пола и педагогического стажа. Для выявления мотивов преподавателей использовалась «Методика изучения мотивации и удовлетворенности профессиональной деятельностью» Г.В. Лозовой, а у студентов – модифицированный вариант «Методики изучения отношения к учебной деятельности» этого же автора. Установлено, что профессиональная мотивация преподавателя является важнейшим фактором мотивации обучения студентов. Ключевыми мотивами преподавателей в контексте их влияния на мотивационную сферу студентов являются ориентация на хорошие отношения со студентами, поддержание высокого уровня своей профессиональной подготовки и соответствие профессии своему характеру.

Ключевые слова: мотивация, физическая культура, студенты, преподаватели.

Литература

  1. Изотов Е.А. Мотивация профессиональной деятельности преподавателей как фактор отношения студентов к занятиям физической культурой в вузе / Е.А. Изотов, Г.В. Солдатова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 5. – С. 62-65.
  2. Лозовая Г.В. Методики изучения отношения к учебной деятельности / Г.В. Лозовая // «Психологические основы педагогической деятельности»: Материалы 30-й научной конференции. – СПб.: ГАФК, 2003. – С. 53-55.
  3. Широбоков Д.В. Активизация физкультурно-спортивной деятельности студентов в контексте здорового образа жизни с помощью рейтинг-контроля: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.В.  Широбоков. – Тобольск, 2009. – 20 с.