Механизм саморегуляции у детей младшего школьного возраста, занимающихся спортом

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Солодянкина1
Кандидат психологических наук, доцент Т.Ф. Вострокнутова1
1Удмуртский государственный университет, Ижевск

Статья посвящена проблемам развития механизмов саморегуляции у детей младшего школьного возраста, занимающихся спортом. Данная проблема рассматривается как развитие одного из направлений психологической науки и практики. Авторы раскрывают понятие и сущность саморегуляции детей в рамках деятельностного подхода. Спорт рассматривается как один из видов деятельности детей младшего школьного возраста. В статье представлены результаты собственного исследования по изучению психологических механизмов саморегуляции у детей младшего школьного возраста, занимающихся спортом. Результаты исследования свидетельствуют, что на развитие саморегуляции детей младшего школьного возраста, воспитывающихся и обучающихся в школе-интернате для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, обучающихся в общеобразовательных школах и воспитывающихся в семьях, занимающихся спортом, оказывают влияние разные психологические механизмы. Направленность деятельности детей, оставшихся без попечения родителей, смещена на достижение требуемого от них результата, но процесс деятельности практически не затрагивается. У детей, воспитывающихся в семье, наоборот, преобладает направленность на процесс. Элементы системы механизмов саморегуляции у детей, воспитывающихся в семьях, имеют высокие показатели сформированности, следовательно, и все остальные умения саморегуляции успешно развиваются. У детей, оставшихся без попечения родителей, наоборот, элементы системы механизмов саморегуляции имеют низкие показатели, следовательно, остальные умения саморегуляции также развиты недостаточно.

Ключевые слова: саморегуляция; психологические механизмы; саморегуляция младших школьников, занимающихся спортом.

Литература

  1. Бояринцев В.П. Структурно-функциональный анализ динамических проявлений саморегуляции поведения человека / В.П. Бояринцев // Психология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. – Свердловск, 1989. – 40 с.
  2. Лемещенко М.Ю. Саморегуляция личности специалиста как психологическая проблема / М.Ю. Лемещенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. статей по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.