Эффективность сюжетно-ролевых игр на занятиях по физическому воспитанию с детьми-сиротами дошкольного возраста

Доктор педагогических наук, доцент М.С. Леонтьева1
Кандидат технических наук, доцент Е.Д. Грязева1
Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Архипова1
1Тульский государственный университет, Тула

Рассматриваются результаты многолетних исследований, которые направлены на поиск и оптимизацию процесса физического воспитания детей-сирот дошкольного возраста. В ходе исследования  разрабатывались структура и содержание занятий по физическому воспитанию детей-сирот дошкольного возраста, куда включались сюжетно-ролевые игры, такие как игры-развлечения; «пальчиковые игры»; театрализованные игры, содержание которых определено: на основании драматизации знакомых сказок, стихов; просмотренных мультипликационных фильмов и художественных фильмов;  эстафеты и подвижные игры; тематические игры-праздники.
Исследованием было охвачено 78 испытуемых, воспитанников интернатных учреждений, из них 22 дошкольника 5-6 лет, 28 школьников 7-8 лет, 21 школьник  12-13 лет и 19 воспитанников школ-интернатов 15-16-летнего возраста. В педагогическом эксперименте были задействованы: Городской дом ребенка, Тульский дошкольный детский дом, Детский дом «Наша семья», г. Алексин Тульской области, Киреевская школа-интернат (Тульская область). Учебно-воспитательная работа по физическому воспитанию осуществлялась в четыре основных этапа, рассчитанных на годичный цикл работы. Представленное содержание этапов применения сюжетно-ролевых игр на занятиях по физическому воспитанию показало свою высокую эффективность в экспериментальных условиях, что позволяет рекомендовать данный подход в качестве наиболее перспективного в работе с детьми-сиротами.

Ключевые слова: дети-сироты, физическое воспитание, двигательная активность, сюжетно-ролевые игры, физическая нагрузка.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. – 275 с.
  2. Грязнов Д.В. Методика социально-педагогической реабилитации детей-сирот с использованием средств физической культуры: дис. … канд. пед. наук:  / Д.В. Грязнов. – Тула, 2005. – 150 с.
  3. Леонтьева М.С. Теория и технология построения системы физического воспитания детей-сирот: дис. ... докт. пед. наук / М.С. Леонтьева. – Тула, 2014. – 304 с.
  4. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания:  учеб. пособие / И.В. Манжелей. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физ. культуры и спорта», 2005. – 185 с.
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физ. культуры / Л.П. Матвеев; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.