Эффективность сюжетно-ролевых игр на занятиях по физическому воспитанию с детьми-сиротами дошкольного возраста

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, доцент М.С. Леонтьева1
Кандидат технических наук, доцент Е.Д. Грязева1
Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Архипова1
1Тульский государственный университет, Тула

Рассматриваются результаты многолетних исследований, которые направлены на поиск и оптимизацию процесса физического воспитания детей-сирот дошкольного возраста. В ходе исследования  разрабатывались структура и содержание занятий по физическому воспитанию детей-сирот дошкольного возраста, куда включались сюжетно-ролевые игры, такие как игры-развлечения; «пальчиковые игры»; театрализованные игры, содержание которых определено: на основании драматизации знакомых сказок, стихов; просмотренных мультипликационных фильмов и художественных фильмов;  эстафеты и подвижные игры; тематические игры-праздники.
Исследованием было охвачено 78 испытуемых, воспитанников интернатных учреждений, из них 22 дошкольника 5-6 лет, 28 школьников 7-8 лет, 21 школьник  12-13 лет и 19 воспитанников школ-интернатов 15-16-летнего возраста. В педагогическом эксперименте были задействованы: Городской дом ребенка, Тульский дошкольный детский дом, Детский дом «Наша семья», г. Алексин Тульской области, Киреевская школа-интернат (Тульская область). Учебно-воспитательная работа по физическому воспитанию осуществлялась в четыре основных этапа, рассчитанных на годичный цикл работы. Представленное содержание этапов применения сюжетно-ролевых игр на занятиях по физическому воспитанию показало свою высокую эффективность в экспериментальных условиях, что позволяет рекомендовать данный подход в качестве наиболее перспективного в работе с детьми-сиротами.

Ключевые слова: дети-сироты, физическое воспитание, двигательная активность, сюжетно-ролевые игры, физическая нагрузка.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. – 275 с.
  2. Грязнов Д.В. Методика социально-педагогической реабилитации детей-сирот с использованием средств физической культуры: дис. … канд. пед. наук:  / Д.В. Грязнов. – Тула, 2005. – 150 с.
  3. Леонтьева М.С. Теория и технология построения системы физического воспитания детей-сирот: дис. ... докт. пед. наук / М.С. Леонтьева. – Тула, 2014. – 304 с.
  4. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания:  учеб. пособие / И.В. Манжелей. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физ. культуры и спорта», 2005. – 185 с.
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физ. культуры / Л.П. Матвеев; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.