Мотивы занятий мини-футболом 5×5 (В1) высококвалифицированных футболистов (спорт слепых)

Фотографии: 

К.С. Попенко1
Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов2
1Спортивно-адаптивная школа паралимпийского резерва, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
2Российский государственный социальный университет, Москва

Рассматриваются результаты исследования мотивации высококвалифицированных спортсменов, занимающихся паралимпийским мини-футболом (спорт слепых), которое проводилось на международном товарищеском турнире в г. Сильви-Марина (Италия) в июне 2018 г. Предпосылками явилось то, что в соревновательной деятельности при равных условиях подготовки, когда физическое и психическое напряжение достигает критического значения, уровень мотивации и личностные особенности имеют решающее значение в достижении результата. Проблемы развития мини-футбола 5×5 (В1) (спорт слепых), о которых говорилось в наших исследованиях ранее, остаются без должного внимания, и лишь несколько регионов принимают активное участие в их разрешении. Одной из таких проблем является методическое наполнение программ спортивной подготовки спортивного резерва по паралимпийскому мини-футболу (спорт слепых). Программы должны включать передовой опыт подготовки национальной команды страны, носить прикладной характер применения. На сегодняшний день федеральный стандарт спортивной подготовки по данному виду паралимпийской программы отсутствует, а это значит, что нет ориентиров для разработки программ спортивной подготовки в регионах. Действующая же методическая литература формальна. Исследование показало необходимость тренерам и специалистам ориентироваться на научно-методический подход, в подготовке не только высококлассных игроков национальной сборной по паралимпийскому мини-футболу (спорт слепых), но и спортивного резерва.

Ключевые слова: мини-футбол 5×5 (В1) (спорт слепых), мотивы, высококвалифицированные слепые футболисты, сборная команда России, управление процессом спортивной подготовки.

Литература

  1. Корнев А.В. Мотивация спортивной деятельности учащихся специальных (коррекционных) школ / А.В. Корнев, А.С. Махов, В.С. Макеева и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 35-37.
  2. Корнева М.А. Особенности мотивации спорт­сме­нов-ин­ва­ли­дов с поражением опорно-двигательного аппарата к участию в тренировочном процессе по русскому жиму / М.А. Корнева, А.С. Махов, О.Н. Степанова // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 6. – С. 37-58.
  3. Махов А.С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование: монография / А.С. Махов. – М.: РУДН, 2011. – 196 с.
  4. Махов А.С. Оценка эффективности формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у людей с инвалидностью / А.С. Махов // Вестник спортивной науки. – 2012. – № 3. – С. 52-56.
  5. Махов А.С. Психолого-педагогические особенности мотивации к занятиям спортом у лиц с нарушением зрения / А.С. Махов // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2013. – № 1-2 (77). – С. 120-124.
  6. Попенко К.С. Проблемы развития паралимпийского мини-футбола (спорт слепых) в России на примере Республики Марий Эл / К.С. Попенко, А.С. Махов // Материалы VI межрегиональной науч.-практ. конф. 27 апреля 2018 г. – Йошкар Ола: ГБПОУ Республики Марий Эл «Училище олимпийского резерва». – С. 212-217.
  7. Рысакова О.Г. Значение и структура мотивов глухих спортсменов России и зарубежья к занятиям сноубордингом / О.Г. Рысакова, А.С. Махов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта». – 2015. – № 6 (124). – С. 167-173.