Концепт психофизической подготовки студенток: матричный подход

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.С. Барчуков1
Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Барчукова1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

В ходе исследования на основании изучения психофизической подготовки студенток некоторых университетов России, осваивающих такие ракеточные дисциплины, как настольный теннис, бадминтон и теннис, были разработаны и апробированы средства и методы развития у них профессионально важных качеств с использованием матричного подхода. Авторы исходили из того, что структура матрицы состояла из двух основных блоков. В каждом из них – по 4 ячейки: в левой части – физические качества: быстрота, ловкость, гибкость, скоростно-силовая выносливость, в правой части – психические качества: мышление, память, внимание, реакция. Взаимовлияние оптимального количества физических и психических качеств обучаемых в данном случае происходило в ходе учебно-тренировочных занятий, соревнований и экспериментов (педагогического, факторного и итогового).
Сформулированный и обоснованный концепт психофизической подготовки студенток к педагогической (тренерской) деятельности средствами и методами ИИВС подтвержден практикой, психологическими и педагогическими особенностями, умениями обучать приемам и действиям в настольном теннисе, бадминтоне и теннисе.

Ключевые слова: настольный теннис, бадминтон, теннис, психофизические качества, матричный подход, концепт.

Литература

  1. Барчуков И.С. Информационные технологии при отборе детей в спортивные школы настольного тенниса: монография / И.С. Барчуков, Г.В. Барчукова. – М.: Изд-во СГУ, 2014. – 225 с.
  2. Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Барчукова и др.. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 528 с.
  3. Белиц-Гейман С.П. Теннис. Школа чемпионской игры и подготовки / С.П. Белиц-Гейман. – М.: АСТ-Пресс, 2001. – 223 с.
  4. Бугаев В.С. Обучение игре в бадминтон: учеб. пособие для студ. и преподавателей / В.С. Бугаев. – Сыктывкар: Кировская ГМА Росздрава, 2009.– 47 с.
  5. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  7. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студентов вузов / С.Д. Неверкович. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 329 с.
  8. Пономарев И.П. Матричный метод мышления. Принципы и приемы умственной работы: учеб. пособие / И.П. Пономарев. – Екатеринбург, ООО Изд-во «Издательские Решения», 2017. – 216 с.