Сравнительная характеристика динамики развития двигательных качеств у детей школьного возраста из разных регионов Российской Федерации

Фотографии: 

Доктор биологических наук, профессор С.П. Левушкин1
Доктор биологических наук, профессор В.Д. Сонькин1, 2
Доктор педагогических наук профессор Р.И. Платонова3
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Институт возрастной физиологии РАО, Москва
3Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Проведено сопоставление динамики развития двигательных качеств у детей школьного возраста из Ульяновской, Ивановской областей и Республики Саха – Якутии. В ходе исследования использовались тесты, которые позволяют оценить развитие ведущих двигательных качеств. Проведено тестирование физической подготовленности более 16 000 детей школьного возраста, проживающих и обучающихся в трех регионах Российской Федерации: Ульяновской области (5918 девочек и 6099 мальчиков), в Ивановской области (1822 девочки и 1724 мальчиков) и в Республике Саха – Якутии (452 девочки и 268 мальчиков). Выбор регионов определялся их сходством (Ульяновская и Ивановская области) или различием (Якутия) по основным характеристикам, способным воздействовать на развитие двигательных качеств
Выявлены значительные различия в динамике развития силовых способностей между детьми из разных регионов, которые определяются комплексом факторов, в том числе этно-территориальных, что необходимо учитывать при оценке результатов тестирования. Для объективизации оценки физической подготовленности необходимо использовать региональные нормативы.

Ключевые слова: двигательные качества, динамика развития, дети школьного возраста, регионы Российской Федерации.

Литература

  1. Барчукова Г.В. Учет морфофункциональной конституции при оценке двигательных возможностей учащихся / Г.В. Барчукова, В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева, С.И. Изаак // РГАФК Юбилейный сборник трудов ученых. – 1998. – Т. 5. – С. 142-150.
  2. Безруких М.М. Характеристика среды жизнедеятельности современных российских школьников / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, В.В.Зайцева и др. // Вопросы современной педиатрии. – 2006. – Т. 5. – № 5. Приложение 1 / Школа и здоровье. – С. 31-36.
  3. Дерябин В.Е. Антропология: курс лекций / В.Е. Дерябин. – Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Биологический фак. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2009. – 342 с.
  4. Изаак С.И. Состояние физического развития и физической подготовленности детей, подростков, молодежи на основе технологии популяционного мониторинга (на примере Российской Федерации) / С.И. Изаак // Известия вузов Кыргызстана. – 2016. – № 9. – С. 153-156.
  5. Левушкин С.П. Исследование физического состояния учащейся молодежи: монография / С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков. – Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 160 с.
  6. Уваров В.А. Теоретико-методологические основы научного обоснования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) // В.А. Уваров, В.В.  Новокрещенов // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. – 2017. – Т. 20. – № 3. – С. 142-147.