Половозрастные особенности мониторинга физического состояния школьников

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.С. Дворкин1
Магистрант И.Е. Кучеренко1
1Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

 Рассматриваются результаты исследований различных показателей физического состояния школьников (физического развития, физической и функциональной подготовленности) и их мониторинг с 1-го по 4-й класс. Весь массив данных исследований проанализирован на основе индексов физического развития, включающих в себя сумму шести показателей, индекса функционального состояния – пяти показателей и индекса физической подготовленности – четырех показателей. Физическое состояние школьников рассматривается как интегральный показатель, который определяется из отношения суммы индексов физического развития, функционального состояния и физической подготовленности, деленной на 3. Было установлено, что интегральный индекс показателей физического состояния у девочек 1-4-х классов во всех случаях был ниже, чем у мальчиков, и равен у девочек в 1-м классе 118,9 о.е., во 2-м – 126,6 о.е., в 3-м – 135,8 о.е. и в 4-м – 145,4 о.е.; у мальчиков соответственно 126,0; 133,5; 145,4 и 156,5 о.е. За четыре года ИПФС возрос у девочек на 22,2%, а у мальчиков – на 24,2%.

Ключевые слова: интегральные показатели, физическое развитие, функциональное состояние, физическая подготовленность, индексы, школьники 1-4-го классов.

Литература

  1. Баранов А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже веков / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А Скоблина // Физическое развитие детей и подростков на рубеже веков. – М., 2008. – 216 с.
  2. Годик М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошкин // Теория и практика физ. культуры. – 1994. – № 5-6. – С. 24-32.
  3. Дворкин Л.С. Возрастная динамика морфологической зрелости школьников 7-16 лет, занимающихся различными видами двигательной активности / Н.И. Дворкина, Л.С. Дворкин, А.И. Попова // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 3. – С. 5-8.
  4. Демин Е.А. Мониторинг физического развития и двигательной подготовленности учащихся основной и средней школы / Е.А. Демин // Инновации: поиски и исследования. – 2012. – Вып. 16.
  5. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности (Текст): учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.