Технология формирования здорового образа жизни младших школьников

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Пашин1
Кандидат педагогических наук, доцент Ж.В. Тома1
Доктор биологических наук, профессор О.Н. Опарина1
1Институт физической культуры и спорта Пензенского государственного университета, Пенза

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества – сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) – один из путей решения данной проблемы. В статье затрагивается несколько важных вопросов, от решения которых зависит успешность формирования здорового образа жизни в будущем. Это обосновано выбором возраста контрольной и экспериментальной групп, использованием богатых возможностей физического воспитания и осуществлением задачи формирования ЗОЖ в школе, где ребенок проводит основное время. В представленном материале содержится описание модели и технологии формирования ЗОЖ младших школьников в процессе физического воспитания. Изучению понятий здоровья, здорового образа жизни посвящено большое количество исследований, но в представленном материале сделан очередной этап в решении этой проблемы по пути, определяющему здоровый образ жизни как социокультурный опыт, включающий ценностно-смысловое отношение к ЗОЖ, представления о ЗОЖ, практические умения и навыки ведения ЗОЖ и здравосберегающее поведение. Представленная модель отражает основные компоненты данного процесса и включает в себя целевой, структурно-содержательный, процессуально-деятельностный и результативно-диагностический блоки, демонстрирует процесс формирования ЗОЖ и может быть успешно использована в практической деятельности. Особого внимания заслуживает разработанная технология, которая представляет собой дорожную карту формирования основных компонентов ЗОЖ младших школьников. В статье проанализированы накопленные данные о ЗОЖ как явлении, стиле жизни, процессах, возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, что нашло отражение в организационно-педагогических условиях, определяющих эффективность реализации предложенной технологии.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающее поведение, физическая культура, физическое воспитание, младшие школьники.

Литература

  1. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья / Г.К. Зайцев. – СПб.: Компания «Балтрус», 1995. – 28 с.
  2. Кабаян О.С. Формирование здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции содержания учебных дисциплин о человеке: дис. … канд. пед. наук / О.С. Кабаян. – Майкоп, 2001. – 178 с.
  3. Козин А.М. Реализация функции здравосбережения учащихся основной школы в физкультурном образовании: дис. … канд. пед. наук / А.М. Козин. – Челябинск, 2002. – 171 с.
  4. Кочеткова Е.Ф. Физическая культура и спорт как реабилитационный потенциал физического и психического здоровья детей и подростков / Е.Ф. Кочеткова, О.Н. Опарина // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2962
  5. Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.