Сравнительный анализ нормативных показателей физической подготовленности обучающихся 1-4-х классов в школах Китая и России

Фотографии: 

Аспирант И. Ван1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
1Московский педагогический государственный университет, Москва

Перспективы развития национальных систем физического воспитания Китая и России в ряду факторов связаны с предметным анализом содержания нормативных показателей физической и функциональной подготовленности обучающихся как результата взаимодействия ребенка и учителя. Цель исследования – выявить общее и особенное в содержании и направленности нормативных показателей физического развития и физической подготовленности обучающихся 1-4-х классов в школах Китая и России. В критериально-оценочных шкалах по оценке степени сформированности физических качеств у российских и китайских младших школьников задействуются в соотношении: 1) двигательно-координационные способности: строить новые двигательные действия, соединять элементы в целое – 0:0; преобразовывать освоенные двигательные действия в соответствии с требованиями меняющейся обстановки – 0:0; точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений – 4:5; поддерживать статическое и динамическое равновесие – 0:0; выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности – 0:0; 2) гибкость (пассивная, активная) – 1:1; 3) психомоторные способности: простая двигательная реакция – 3:4, сложная двигательная реакция – 0:0, реакция выбора – 0:0; 4) скоростные способности: скорость одиночного движения – 0:1; темп движений – 1:2; 5) скоростно-силовые способности – 6:7; 6) силовые способности (относительная сила, силовая выносливость) – 1:2; 7) выносливость: скоростно-силовая – 1:1; общая – 0:1. Оценка гармоничности физического развития по весоростовому индексу реализуется исключительно в школах КНР, что актуально для российского опыта. В программе физического воспитания китайских школьников количество тестов на предмет многократности выполнения упражнения и согласования действий в деятельность представлено в соотношении 5:2, тогда как в программе по физической культуре российских школьников – 9:4, что отражает положительные стороны нормативных баз и педагогические ресурсы их развития.

Ключевые слова: Китай, Россия, младшие школьники, физическое воспитание, физическая подготовленность, нормативные показатели, перспективы совершенствования.

Литература

  1. Ким Т.К. Исходные предпосылки реализации специфических функций физической культуры в условиях семейного быта / Т.К. Ким // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 9. – С. 58-62.
  2. Китайские государственные нормы физического здоровья учащихся (Пересмотрены в 2016 году) // Министерство образования Китайской Народной Республики. – Пекин: Изд-во «Высшее образование», 2016. – 89 с.
  3. Контрольные нормативы по физической культуре для учеников 1-4-х класса: [Электронный ресурс] / URL: http:Kontrolnye-normativy-po-fizicheskoj-kulture-dlya-uchenikov-1-4-klas... (дата обращения: 04.08.2018).
  4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.
  5. Отчет о физической подготовке и наблюдении за здоровьем китайских школьников в 2014 году // Министерство образования Китайской Народной Республики. – Пекин: Изд-во «Высшее образование», 2016. – 125 с.