Представления тренеров и юных спортсменов о предмете деятельности спортивного психолога

Фотографии: 

Соискатель К.М. Гура1
Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1
1Тюменский государственный университет, Тюмень

В статье делается попытка уточнения предмета профессиональной деятельности спортивного психолога, работающего в системе детско-юношеского спорта. Авторы вводят понятие ресурсного состояния и системы психического ресурсообеспечения спортсмена. Результаты исследования, проведенного при помощи метода тонкого интервью, показали, что тренеры ждут от психолога больше, чем запрашивают. Запросы и ожидания тренеров в основном адресуются к узко понимаемому образу психолога, который может работать только на операционально-техническом уровне деятельности спортсмена, не выходя на уровень целеполагания и смыслополагания, формирования мотивации и установок личности. Было обнаружено, что психические состояния осознаются и описываются спортсменами-подростками значительно ярче, нежели психические процессы, за счёт которых спортсмен может активизировать желаемое ресурсное состояние при помощи психолога.

Ключевые слова: детско-юношеский спорт, спортивный психолог, тонкое интервью, запросы тренеров, ресурсное состояние спортсмена, психологическое сопровождение.

Литература

  1. Алексеев А.В. Преодолей себя! /А.В. Алексеев. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 280 с.
  2. Горская Г.Б. Личностные ресурсы самореализации спортсмена: стратегии раскрытия / Г.Б. Горская // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. – 2015. – Т. 17. – С. 71-78.
  3. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / И.П. Волков. – М.: «Питер», 2002. – 384 с.
  4. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта: учеб. пособие, 4-е изд., перераб. и доп. / Г.Д. Горбунов. – М.: Советский спорт, 2012. – 312 с.
  5. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология / Г.Г.  Дилигенский. – М.: Наука, 1994. – 304 с.
  6. Дружилов С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человек / С.А. Дружилов // Ползуновский вестник. – 2004. – № 3.
  7. Малкин В.Р. Почему тренер и спортивный психолог не могут найти друг друга? / В.Р. Малкин // Спортивный психолог. – 2005. – № 2 (5). – С. 4-9.
  8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская А.Н.; Российский фонд культуры. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «АЗЪ», 1995. – 928 с.
  9. Родионов А.В. Психология спорта высших достижений / А.В. Родионов. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 144 с.
  10. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современнном спорте: метод. пособие / В.Ф. Сопов. – М., 2010. – 120 с.
  11. Тарас А.Е. Психология спорта: Хрестоматия / А.Е. Тарас. – М.: «АСТ; Мн.: Харвест», 2005. – 352 с.