Спорт в системе жизненных ресурсов педагогов в условиях социальных и профессиональных изменений

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Милованова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Кандаурова2
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Стародубцева3
1Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, Тюмень
2Тарский филиал Омского государственного аграрного университета, Тара
3Институт физической культуры Тюменского государственного университета, Тюмень

Необходимость постоянной адаптации человека к социальным изменениям расходует потенциал его жизненных ресурсов, которые небезграничны. Проблема восстановления и сохранения жизненных ресурсов человека активно разрабатывается в науке. Особо значимой данная проблема является для современного педагога. Поскольку педагог оказался под влиянием происходящих социальных изменений, значительных профессиональных трансформаций и призванный выполнять миссию проводника изменений в образовательные отношения, постольку современный педагог является наиболее уязвимым к деструктивному воздействию перемен. Педагог переживает профессиональный и личностный кризис, снижение работоспособности, эмоционального фона, что отмечается во многих психолого-педагогических работах как в России, так и за рубежом. В проведенном исследовании авторы изучают отношение учителя к спорту как к уникальному ресурсу восстановления и сохранения системы жизненных ресурсов в условиях изменений. В результате исследования было доказано, что при полном осознании потенциальной силы спорта в восстановлении жизненных ресурсов современные педагоги редко и несистематично занимаются спортом. Ограничительным фактором в основном выступает дефицит времени.

Ключевые слова: спорт, жизненные ресурсы, жизненные ценности, педагог, социальные изменения, профессиональный стресс.

Литература

  1. Алешина С.Н. Культура здоровья и спорт как социальная ценность / С.Н. Алешина // Система ценностей современного общества. – 2010. – № 10-2. – С. 258-262.
  2. Балацкий Е.В. Теории жизненных ресурсов: модели и эмпирические оценки / Е.В. Балацкий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2007. – № 2 (82). – С. 124-134.
  3. Калинина Н.В. Развитие жизнестойкости педагогов в условиях образовательной среды учреждения дополнительного профессионального образования / Н.В. Калинина, Т.В. Володина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2. – Вып. 3 (7). – С. 285-289.
  4. Кузнецов П.К. Гуманистические ценности массового спорта как средство формирования всесторонне развитой личности / П.К. Кузнецов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. Рецензируемый научный журнал; СПб. – 2012. – №  152. – С. 164-168.
  5. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов / Д.А. Леонтьев // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: матер. II Междунар. науч-практ. конф. – Кострома, 2010. – Т. 2. – С. 40-42.
  6. Лубышева Л.И. Как понимать современный спорт? / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 4. – С. 93.
  7. Манжелей И.В. Воспитательный потенциал спортивной среды вуза / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2017.– № 12. – С. 24-27.
  8. Немировский В.Г. Жизненная энергия и другие ресурсы социальных субъектов (на материалах социологических исследований В Красноярском крае) / В.Г. Немировский, А.В. Немировская // Мониторинг общественного мнения. – 2014. – № 4 (122). – С. 104- 117.