Гендерные особенности стрессоустойчивости студентов спортивных специальностей университета

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун1
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин1
1Сургутский государственный университет, Сургут

На основании теста на стрессоустойчивость Ю.В. Щербатых оценен уровень стрессоустойчивости и сделана интерпретация её основных личностных, психологических и психосоматических составляющих у студентов спортивных специальностей университета разного пола на различных этапах вузовского обучения. В ходе исследования было опрошено около 100 студентов 2-го и 4-го (выпускного) курсов, спортивных специальностей СурГУ, разного пола, занимающихся разными видами спорта и имеющими различную степень спортивного мастерства. Показано разнонаправленное смещение устойчивости к стрессу в разных гендерных группах, наличие субъективизма студентов в подходах к оценке собственной устойчивости к различным стрессовым факторам. Отмечена необходимость проведения комплексного исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на улучшение их отношения к учебной деятельности, а также необходимость разработки новых подходов, формирующих позитивное отношение студентов к учебной деятельности путем повышения их стрессоустойчивости.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, стресс, гендерные особенности, образовательный процесс.

Литература

  1. Андреева И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 39-43.
  2. Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / С.Л. Бем. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.
  3. Красичков Д.В. Физиологические особенности адаптации студентов-спортсменов при повышенной физической нагрузке в процессе обучения в вузе: дис… канд. биол. наук / Д.В. Красичков. – Липецк, 2009.
  4. Малышев И.В. Адаптационные возможности личности студентов-спортсменов в условиях вузовского обучения / И.В. Малышев, А.Р. Орлянская // В мире научных открытий. – 2015. – № 7-1. – С.  512-524.
  5. Повзун А.А. Оценка уровня полоролевой социализации студентов факультета физической культуры на основе самоанализа их гендерных предпочтений / А.А. Повзун, В.В. Апокин, Ю.А. Мулюкина // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 2. – С. 85-87.
  6. Повзун А.А. Сравнительный анализ изменения структуры биоритмов у спортсменов пловцов разного пола при длительных перелётах / А.А. Повзун, В.В. Апокин, В.А. Родионов // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 10. – С. 89-92.
  7. Повзун В.Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании: дис… докт. пед. наук / В.Д. Повзун. – Сургут, 2005.
  8. Повзун В.Д. Гендерные особенности полоролевых предпочтений межличностного выбора студентов / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – №  3. – С. 83-87.
  9. Повзун В.Д. Сравнительный анализ гендерных особенностей изменения творческого потенциала студентов спортивного факультета в условиях образовательной среды университета / В.Д.  Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 6. – С. 83-86.
  10. Повзун В.Д. Динамика творческого потенциала выпускников спортивного факультета / В.Д. Повзун, О.А. Фынтыне, А.А. Повзун и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 7. – С.  86- 88.
  11. Повзун В.Д. Анализ уровня стрессоустойчивости студентов спортивных направлений университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин В.В. и др.// Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 89-93.
  12. Усаева Н.Р. Анализ уровня учебного стресса студентов спортивных специальностей университета / Н.Р. Усаева, А.А. Повзун, В.Д. Повзун и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 88-90.
  13. Хуторная М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: автореф. дис. … канд. псх наук / М.Л. Хуторная. – Тамбов, 2007.
  14. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В.  Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.