Гендерные особенности стрессоустойчивости студентов спортивных специальностей университета

Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун1
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин1
1Сургутский государственный университет, Сургут

На основании теста на стрессоустойчивость Ю.В. Щербатых оценен уровень стрессоустойчивости и сделана интерпретация её основных личностных, психологических и психосоматических составляющих у студентов спортивных специальностей университета разного пола на различных этапах вузовского обучения. В ходе исследования было опрошено около 100 студентов 2-го и 4-го (выпускного) курсов, спортивных специальностей СурГУ, разного пола, занимающихся разными видами спорта и имеющими различную степень спортивного мастерства. Показано разнонаправленное смещение устойчивости к стрессу в разных гендерных группах, наличие субъективизма студентов в подходах к оценке собственной устойчивости к различным стрессовым факторам. Отмечена необходимость проведения комплексного исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на улучшение их отношения к учебной деятельности, а также необходимость разработки новых подходов, формирующих позитивное отношение студентов к учебной деятельности путем повышения их стрессоустойчивости.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, стресс, гендерные особенности, образовательный процесс.

Литература

  1. Андреева И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 39-43.
  2. Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / С.Л. Бем. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.
  3. Красичков Д.В. Физиологические особенности адаптации студентов-спортсменов при повышенной физической нагрузке в процессе обучения в вузе: дис… канд. биол. наук / Д.В. Красичков. – Липецк, 2009.
  4. Малышев И.В. Адаптационные возможности личности студентов-спортсменов в условиях вузовского обучения / И.В. Малышев, А.Р. Орлянская // В мире научных открытий. – 2015. – № 7-1. – С.  512-524.
  5. Повзун А.А. Оценка уровня полоролевой социализации студентов факультета физической культуры на основе самоанализа их гендерных предпочтений / А.А. Повзун, В.В. Апокин, Ю.А. Мулюкина // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 2. – С. 85-87.
  6. Повзун А.А. Сравнительный анализ изменения структуры биоритмов у спортсменов пловцов разного пола при длительных перелётах / А.А. Повзун, В.В. Апокин, В.А. Родионов // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 10. – С. 89-92.
  7. Повзун В.Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании: дис… докт. пед. наук / В.Д. Повзун. – Сургут, 2005.
  8. Повзун В.Д. Гендерные особенности полоролевых предпочтений межличностного выбора студентов / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – №  3. – С. 83-87.
  9. Повзун В.Д. Сравнительный анализ гендерных особенностей изменения творческого потенциала студентов спортивного факультета в условиях образовательной среды университета / В.Д.  Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 6. – С. 83-86.
  10. Повзун В.Д. Динамика творческого потенциала выпускников спортивного факультета / В.Д. Повзун, О.А. Фынтыне, А.А. Повзун и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 7. – С.  86- 88.
  11. Повзун В.Д. Анализ уровня стрессоустойчивости студентов спортивных направлений университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин В.В. и др.// Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 89-93.
  12. Усаева Н.Р. Анализ уровня учебного стресса студентов спортивных специальностей университета / Н.Р. Усаева, А.А. Повзун, В.Д. Повзун и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 88-90.
  13. Хуторная М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: автореф. дис. … канд. псх наук / М.Л. Хуторная. – Тамбов, 2007.
  14. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В.  Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.