Виды, методы и средства спортивной подготовки шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1
Доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова2
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Московский педагогический государственный университет, Москва

Рассмотрены сущность и специфика основных компонентов спортивной подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ОСЗ) в шахматах как интеллектуальном, абстрактно-логическом виде адаптивного спорта, основанном преимущественно на умственной активности индивида. Цель исследования – охарактеризовать виды, средства и методы подготовки, детерминирующие не только достижение высоких спортивных результатов, но и улучшение и поддержание психического, физического и социального здоровья шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья.
Показано, что в рамках отбора и спортивной ориентации, спортивной тренировки и системы соревнований основными средствами шахматной подготовки лиц с ОСЗ выступают не только умственные, но и физические упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей, психических функций, физических и социальных качеств индивида. В системе факторов оптимизации тренировочно-соревновательной деятельности ведущая роль принадлежит гигиеническим и естественно-средовым факторам, призванным нивелировать последствия перетренированности, умственного, сенсорного, эмоционального и физического утомления шахматистов.
Использование системного подхода как методологического базиса шахматной спортивной подготовки лиц с ОСЗ не только обеспечивает сопряжённое развитие ведущих интеллектуальных, физических и духовных качеств, обусловливающих достижение высоких спортивных результатов, но и способствует улучшению и поддержанию психического, физического и социального здоровья участников адаптивного шахматного движения.

Ключевые слова: шахматный спорт, федеральный стандарт спортивной подготовки, спортивная тренировка, физические качества, психические качества, лица с отклонениями в состоянии здоровья

Литература

  1. Вершинин М.А. Теория проектирования системы формирования логического мышления шахматистов: дис. ... докт. пед. наук / М.А. Вершинин. – М., 2006. – 494 с.
  2. Герасимова С.В. Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Герасимова. – М., 2001. – 24 с.
  3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / C.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 616 с.
  4. Ильченко А.А. Физическая подготовка юных шахматистов в переходном периоде годичного тренировочного цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Ильченко. – Волгоград, 2011. – 24 с.
  5. Копривица В. Вклад Л.П. Матвеева в прошлое, настоящее и будущее нашей профессии / В. Копривица // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 9. – С. 10–12.
  6. Линовицкий Е.П. Теория и методика шахматного спорта: рабочая программа дисциплины / Е.П. Линовицкий, Т. Найдоски. – М.: РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), 2011. – 78 с.
  7. Махов А.С. Адаптивный спорт в Ивановской области: от истоков развития к паралимпийским наградам: монография / А.С. Махов, О.Н. Степанова, М.А. Корнева. – Шуя: Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», 2014. – 224 с.
  8. Михайлова И.В. Создание федеральной инновационной площадки по формированию модели и идеологии опережающего адаптивного шахматного образования в вузе / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 56–58.
  9. Михайлова И.В. Детерминанты подготовки в шахматах на этапе высшего спортивного мастерства / И.В. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 9 – С. 79-80.
  10. О методах подготовки и совершенствования шахматистов высшей квалификации [Электронный ресурс] // Научно-методический центр шахматного образования «Два короля» [Офиц. сайт]. – URL: http://chess-school2008.narod.ru/Title-txt/Averbakh-Metod.htm (дата обращения: 05.05.2018).
  11. Пануш В.Г. Шахматы как вспомогательное средство развития психомоторных способностей детей с последствиями церебрального паралича: автореф. дис. ... канд. пед. наук наук / В.Г. Пануш. – М., 2001. – 24 с.
  12. Передельский А.А., Современная наука о спорте: проблемы и перспективы развития / А.А. Передельский // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 5. – С. 5–6.
  13. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации [Офиц. сайт]. – URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения: 05.05.2018).
  14. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.