Эмоциональный интеллект тренеров и студентов института физической культуры

Фотографии: 

Кандидат психологических наук, доцент В.Р. Малкин1
Кандидат психологических наук, доцент Л.Н. Рогалева1
Аспирант Я.А. Бредихина1
1Уральский федеральный университет, Екатеринбург

В статье дается теоретическое обоснование значимости эмоционального интеллекта для тренеров, которые работают в условиях значительного психоэмоционального напряжения. Приводятся результаты исследований, доказывающие взаимосвязь эмоционального интеллекта и эффективности его профессиональной деятельности. В ходе исследования получены новые данные относительно особенностей эмоционального интеллекта тренеров и студентов института физической культуры в зависимости от гендерных особенностей, выявлены корреляционные связи между креативностью и эмоциональным интеллектом у будущих спортивных педагогов. Результаты исследования показали, что тренеры обладают более высоким уровнем интеллекта по сравнению со студентами. В то же время 40% тренеров обладают средним уровнем эмоционального интеллекта. Это снижает эффективность тренерской работы. Выявленные факты позволяют говорить о необходимости организации целенаправленной психолого-педагогической работы с будущими спортивными педагогами. На основании полученных результатов авторы делают вывод о том, что дальнейшие исследования проблемы необходимо связать с разработкой специальных психолого-педагогических программ для будущих спортивных педагогов по развитию эмоционального интеллекта в силу высокой значимости данной личностной характеристики в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, креативность, тренеры.

Литература

  1. Андреев В. И. Саморазвитие менеджера/В. И. Андреев. – М.: Народное образование, 1995. – 160 с.
  2. Берилова Е. И. Эмоциональный интеллект как фактор стрессоустойчивости у спортсменов разного пола/Е. И. Берилова//Материалы научной и научно-метод. конф. профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2015. – № 2. – С. 144–145.
  3. Берилова Е. И. Эмоциональный интеллект и копинг-стратегии как регуляторы психического выгорания в спорте высших достижений/Е. И. Берилова/Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию: сб. науч. тр. – Майкоп: Изд-во ЭлИТ, 2015. – С. 98–103.
  4. Бобкова Н. Г. Эмоциональный интеллект как ключевая компетенция современного мененджера/Н. Г. Бобкова//Бизнес-образование в экономике знаний. – 2016. – № 2 (4). – С. 7–11.
  5. Бреус Ю. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс профессионального становления представителей социономических профессий/Ю. Бреус//Society, Integration, Education. Proceedings of the International Scientifical Conference. May 23 th – 24 th, 2014. – Rezekne, 2014. – Vol. I. – С. 65–74.
  6. Вахрушева Л. Н. Выраженность структурных и качественных характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости [Текст]: автореф. дис. … канд. псх наук/Л. Н. Вахрушева. – М., 2011. – 20 с.
  7. Далвиндер С. Эмоциональный интеллект среди девушек-бейс­бо­листов: психологическая проба/С. Далвиндер // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – 2015. – № 9. – С. 75–83.
  8. Данилюк О. А. Эмоциональный интеллект как фактор про­фес­сио­нально–педагогической адаптации молодого преподавателя / О. А. Данилюк // International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education: IX International Science Conference USA, Boston, 08 March, 2016.
  9. Илясова Н. В. Особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта//Н. В. Илясова, Р. О. Агавелян//Проблемы современной науки и образования. – 2014. – № 11 (29). – С. 105–108.
  10. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования/под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во «ИП РАН», 2004. – С. 29–39.
  11. Милованова Н. Г. Эмоциональный интеллект: новый ресурс педагога или новые требования?/Н. Г. Миланова//Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. – № 1 (25). – C.107–111.
  12. Петровская Т. Эмоциональный интеллект и соревновательная тревожность спортсменов/Т. Петровская//Наука в олимпийском спорте. – 2015. – № 4. – С. 60–63.
  13. Солодкова Т. И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: дис. … канд. псх наук/Т. И. Солодкова. – Иркутск, 2011. – 160 с.