Формирование навыка самооценивания у спортсменок-волейболисток

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Н.С. Шумова1
Кандидат психологических наук, доцент Н.С. Бабиева2
Кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Байковский1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет), Москва

Цель работы – оценка эффективности разработанной технологии формирования навыка самооценивания. Технология формирования навыка самооценивания включала 3 стадии: подготовительную, мотивационно-ориентировочную, стадию собственно формирования навыка самооценивания и проверки его адекватности.
Испытуемые – волейболистки 15-16 лет, I взрослый разряд. Методики исследования: методика Дембо–Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; экспертная оценка и самооценка техники выполнения трех приемов, использующихся при игре в волейбол (передача сверху двумя руками, прием снизу двумя руками и нападающий удар) по 6 таблицам, [6]; математико-статистическая обработка полученных данных.
Формирование навыка самооценивания правильности выполнения тренировочных упражнений по специально разработанным объективным критериям способствовало пропорциональному росту самооценки личности и спортивного мастерства даже при наличии ошибок педагогической оценки.

Ключевые слова: объективные и субъективные критерии оценок, самооценка, уровень притязаний.

Литература

  1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева / Под. ред. И.Б. Ханиной. – М.: Наука; Смысл, 1999. – 350 с.
  2. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева. – М.: Изд-во МГУ. – 1980. – 128 с.
  3. Бабиева Н.С. Методология организационной психологии: учеб. пособие / Н.С. Бабиева, В.И. Жог, Л.В. Тарабакина / Под ред. В.И. Жога. – М.: МПГУ; Прометей, 2013. – 175 с.
  4. Попов А.Л. Преемственность субъективности и объективности оценок результатов в избранном виде спорта при освоении психологии студентами физкультурного вуза / А.Л. Попов, Н.С. Шумова // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 6. – С. 12- 14.
  5. Шумова Н.С. Компоненты психической деятельности спортсменов и их роль в обеспечении надежности действий в экстремальных условиях / Н.С. Шумова, Ю.В. Байковский. – Ульяновск: Зебра, 2018. – 99 с.