Онтокинезиологический подход к организации двигательной активности школьников в качестве условия развития школьного образования

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук В.К. Спирин1
Кандидат педагогических наук В.А. Багина1
Кандидат педагогических наук, профессор Н.А. Багин1
Кандидат педагогических наук О.И. Ткачева1
1Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

Актуальной задачей педагогической науки является разработка методических решений, позволяющих целенаправленно воздействовать на мозговую деятельность с целью психофизического развития школьников, повышения их психических и функциональных возможностей, и на этой основе реализация целевой установки отечественной системы образования. Цель исследования – путем создания здоровьеформирующей образовательной среды в начальной школе на основе онтокинезиологического подхода к организации двигательной активности младших школьников во время образовательного процесса стимулировать их психофизическое развитие. Исследование проводилось в течение учебного года на младших школьниках (1-2-й классы) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», МАОУ «Педагогический лицей» г. Великие Луки. На основании проведенного исследования авторы делают вывод, что онтокинезилологический подход к организации двигательной активности младших школьников во время образовательного процесса является фундаментальным основанием стимулируемого психофизического развития ребенка, средством оптимизации мозговой деятельности обучающихся. На базе этого подхода применяемые телесные практики в рамках учебного процесса, ядром которых являлся спортизированный урок физической культуры, способствуют формированию моторной нейрофизиологической программы, активизирующей рост и развитие детского организма.

Ключевые слова: онтокинезиологический подход, урок физической культуры, двигательная активность, образовательная среда, педагогический коллектив.

Литература

  1. Бальсевич В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с., ил.
  2. Лубышева Л. И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л. И. Лубышева, А. И. Загревская, А. А. Передельский и др. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. – 200 с.
  3. Спирин В. К. Направляющее начало контрольно-тестирующей функции комплекса ГТО в организации профессиональной деятельности учителя физической культуры / В. К. Спирин // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 6. – С. 36–39.
  4. Спирин В. К. Физическое воспитание на основе вида спорта – новый вектор организации физкультурной активности детей, подростков, молодежи / В. К. Спирин, Д. Н. Болдышев, И. А. Риссамакина, Е. А. Мавренкова // Теория и практика физ. культуры и спорта. – 2013. – № 5. – С. 19–22.