Психологический статус арбитров начальных категорий как один из критериев профессионального отбора

Кандидат педагогических наук А.Д. Будогосский1
Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Грец2
Я.О. Савин3
С.Н. Игнатьев1
1Общероссийская ассоциация «Центр-«Футбольный арбитр», Москва
2Олимпийская академия Запада России, Смоленск
3Школа футбольного клуба «Барселона» в России, Москва

Рассматривается актуальный вопрос отбора слушателей структур подготовки футбольных арбитров начальных категорий и возможность прогноза их профессиональной карьеры на основе особенностей типологических психологических качеств. Для определения типологических особенностей психологического статуса слушателей применялась авторская методика, которая основана на анализе результатов интервьюирования респондентов с помощью индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик и последующего определения количественных характеристик экстраверсии/интроверсии, сенситивности/спонтанности, стеничности/тревожности, ригидности/лабильности в баллах, которые отражают их качественные особенности: 1-2 балла – гипоэмотивность; 3-4 балла – норма; 5-7 баллов – акцентуация; 8-9 баллов – дезадаптация. В лонгитудинальном обследовании участвовали 55 слушателей Общероссийской ассоциации общественных объединений «Центр-«Футбольный арбитр». Результаты исследования показали, что отсутствие у исследованных лиц достоверных различий в динамике количественных показателей проявления экстраверсии–интроверсии, сенситивности–спонтанности за время обучения в центре свидетельствует о генетической детерминированности проявлений этих личностных качеств.
Авторы делают вывод, что важной составляющей педагогического процесса профессионального образования футбольных арбитров должен стать личностно ориентированный подход при наборе слушателей, в том числе учет индивидуальных и типологических психосоматических особенностей слушателей структур подготовки судей на всех этапах обучения.

Ключевые слова: футбольный арбитр, начальная категория, центр подготовки, профессиональный отбор, особенности типов психологических качеств, модельные характеристики.

Литература

  1. Бабаева Ю. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения) / Ю. Бабаева. – М.: Смысл, 2007. – 104 с.
  2. Баландин В И. Прогнозирование в спорте / В. И. Баландин, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – С. 41–59.
  3. Батаршев А. Диагностика темперамента и характера / А. Батаршев. – СПб.: Питер. – С. 2006–368.
  4. Будогосский А. Д. Отчетные, аналитические и справочные материалы по итогам XVI учебно-тренировочного сбора «Молодая перспектива» / А. Д. Будогосский, А. И. Богданов, К. Е. Верхолетов и др. – М.: «Центр-«Футбольный арбитр», 2016. – 264 с.
  5. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О. П. Елисеев. – Псков, 1994. – 280 с.
  6. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с
  7. Коллина П. Мои правила игры / П. Коллина. – М.: АСТ «Астрель». – 2004. – 191 с
  8. Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход / Н. Л. Нагибига. – М., 2000. –150 с.
  9. Собчик Л. Н. Индивидуально-типологический опросник / Л. Н. Собчик. – М.: Пихофизическая лаборатория, 2003. – С. 2–6.
  10. Собчик Л. Н. Психодиагностические методики / Л. Н. Собчик. – Ч. 1. – М.: Институт молодежи, 2000. – 150 с.
  11. «Стратегия развития судейства и инспектирования в Российской Федерации на 2013–2020 гг. ». – М.: РФС. – 33 с.