Профессиональное выгорание спортивных тренеров

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, доцент И.К. Латыпов1
Кандидат психологических наук, доцент З.Т. Усманова1
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

В настоящее время научные исследования, направленные на прогнозирование, диагностику, коррекцию и профилактику проявления синдрома эмоционального выгорания, становятся наиболее значимыми. Проблема эмоционального выгорания в профессиональной деятельности спортивных тренеров означает продолжительное состояние мотивированных на успех профессионалов, испытывающих трудности в личностной самореализации средствами профессии, имеющих характерные проявления в виде эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. В связи с этим целью исследования стало выявление и сравнение уровня эмоционального выгорания тренеров-преподавателей в разных видах спорта, в частности в спортивных единоборствах и футболе. Исследование проводилось среди тренеров-преподавателей по восточным единоборствам и футболу. В исследовании приняли участие 20 тренеров-преподавателей по спортивным единоборствам и 20 тренеров-преподавателей по футболу детско-юношеских спортивных школ. Все тестируемые были разделены на три группы: стаж работы до 10 лет, от 11 до 20 лет, от 21 года и более. В ходе исследования проведен сравнительный анализ психологических особенностей эмоционального выгорания тренеров по футболу и спортивным единоборствам. Полученные результаты исследования показали, что профессия тренера относится к группе, наиболее подверженной синдрому эмоционального выгорания, и требует наиболее осознанного контроля со стороны самих специалистов и руководства детско-юношеских спортивных школ.

Ключевые слова: синдром профессионального выгорания, модели эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.

Литература

  1. Бойко В. В. Энергия эмоций: эмоции в общении. Эмоции в проявлениях личности. Созидающая и разрушающая сила эмоций. Методики для изучения эмоций / В. В. Бойко. – 2‑е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 474 с.
  2. Борисова М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: автореф. дис. … канд. псх. наук / М. В. Борисова. – Ярославль, 2003. – 18 с.
  3. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – 2‑е изд., доп. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
  4. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика / Н. Е. Водопьянова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. – 160 с.
  5. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. – СПб., 2001. – 234 с.
  6. Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В. Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. – Ярославль, 1999. – С. 77–89.
  7. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. – М., 2005. – 330 с.
  8. Попова Т. А. Эмоциональное выгорание, стресс и совладающее поведение в педагогической деятельности / Т. А. Попова/под ред. О. Н. Богомягковой. – Пермь: Перм. гос. гуманит. пед. ун-т, 2013. – 76 с.
  9. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
  10. Сучилин A. A. Изучение личностных качеств тренера / A. A. Сучилин // Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов: Сб. науч. тр. – Волгоград, 1988. – С. 69–78.