Оценка уровня рациональности и эффективности владения техникой юных баскетболистов

Фотографии: 

ˑ: 

Аспирант И.В. Аксарин1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Ю. Аксарина1
Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев2
1Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск
2Сургутский государственный университет, Сургут

Рассматривается вопрос оценки уровня рациональности и эффективности владения техникой у юных баскетболистов 10-12 лет. Был проведен эксперимент, в котором приняли участие 40 юных баскетболистов 10-12 лет, занимающихся в БУ ДО г. Омска «СДЮШОР им. ЗТР В.Н. Промина». В контрольную и экспериментальную группы вошло по 20 человек. Контрольная группа занималась по стандартной примерной программе спортивной подготовки, рекомендованной для ДЮСШ и СДЮШОР. Экспериментальная группа также занималась по стандартной программе, но с внедрением в учебно-тренировочный процесс модели технической подготовки юных баскетболистов с учетом функциональной асимметрии. Для проведения оценки уровня технической подготовленности юных баскетболистов были уточнены критерии и уровни рациональности и эффективности владения техникой. В качестве критериев были выделены базовые элементы, такие как ведение, передача и бросок мяча. Экспертами выступили 6 тренеров-преподавателей СДЮСШОР им. ЗТР В.Н. Промина высшей категории и 4 приглашенных тренера-преподавателя по баскетболу высшей категории из высших учебных заведений.
В результате проведенного эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе качество выполнения технических приемов заметно улучшилось, а достижение такого результата стало возможным за счет внедрения в тренировочный процесс модели технической подготовки юных баскетболистов с учетом функциональной асимметрии.
Авторы отмечают, что использование метода экспертной оценки для определения качества выполнения технических приемов в совокупности с количественной оценкой по контрольным упражнениям позволяет объективно оценивать уровень технической подготовленности юных баскетболистов при переходе из начальных групп подготовки в учебно-тренировочные группы.

Ключевые слова: качество исполнения технических приемов, юные баскетболисты, экспертная оценка, техническая подготовка, техника, функциональная асимметрия.

Литература

  1. Аксарин И. В. Исследование эффективности методики технической подготовки баскетболистов 10–12 лет / И. В. Аксарин // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2016. – № 4 (92). – С. 85–90.
  2. Аксарин И. В. Модель технической подготовки юных баскетболистов с учетом функциональной асимметрии / И. В. Аксарин // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2017. – № 4 (96). – С. 58–67.
  3. Аксарина И. Ю. Обучение техническим приемам игры в нападении: метод. пособие / И. Ю. Аксарина, А. А. Григорович. – Ханты-Мансийск: РИЦ ЮГУ, 2006. – 39 с.
  4. Бабушкин Г. Д. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в системе многолетней спортивной тренировки: учеб. пособие. / Г. Д. Бабушкин, Б. П. Яковлев. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2018. – 266 с.
  5. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста/П. Ф. Лесгафт // Избранные труды. – М., 1987. – [б. с.].
  6. Нестеровский Д. И. Баскетбол: теория и методика обучения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. – 3‑е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 336 с.
  7. Чермит К. Д. Симметрия-асимметрия в спорте / К. Д. Чермит. – М.: Физкультура и спорт, 1992. – 256 с.
  8. Яковлев Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б. П. Яковлев. – Сургут: РИО СурГПУ, 2007. – 220 с.