Формирование трансдисциплинарной образовательной среды в процессе подготовки студентов педагогического вуза

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.Е. Жабаков1
Доктор педагогических наук, доцент В.Г. Макаренко1
Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Осинцев1
Доцент Г.П. Коняхина1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЮУрГГПУ), Челябинск

Целью работы было исследование процесса формирования трансдисциплинарной образовательной среды в процессе подготовки студентов педагогического вуза.  Эксперимент проводился на базе кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного педагогического университета. Всего в исследовании приняли участие 95 человек в возрасте от 17 до 22 лет, которые были разделены   на три группы: с высокими показателями по шкалам важности и уровню достижения компетенций, с низкими показателями по шкалам важности и уровня достижения,  с тенденцией к избыточному напряжению и концентрацией. В качестве критерия эффективности формирования трансдисциплинарной образовательной среды в процессе подготовки студентов педагогического вуза было выделено личностно-смысловое отношение студентов к процессу обучения, включающее оптимальный мотивационный комплекс, автономность в учебной деятельности. Исследование личностно-смыслового отношения студентов к процессу обучения осуществлялось при помощи таких психодиагностических методик, как мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана),   опросник «Исследование автономности-зависимости личности в учебной деятельности» (Г.С. Прыгин). В качестве метода обучения, объединяющего дисциплины в рамках когнитивного опыта решения сходных задач в условиях трансдисциплинарной образовательной среды, был использован метод многомерных матриц.
Выделенные критерии эффективности опытно-экспериментальной работы (личностно-смысловое отношение студентов к процессу обучения, включающее оптимальный мотивационный комплекс, автономность в учебной деятельности и качество пространственно-предметного содержания обучения) позволили выявить изменение показателей важности и уровня достижений компетенций в экспериментальных группах.

Ключевые слова: трансдисциплинарная образовательная среда, подготовка студентов педагогического вуза, важность и уровень достижений компетенций.

Литература

  1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения [Текст]: метод. пособие / В. И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
  2. Жабаков В. Е. Педагогическое управление качеством подготовки специалиста физической культуры [Текст]: монография / В. Е. Жабаков. – Челябинск: Изд-во Челяб. Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – 237 с.
  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Текст]/Е. П. Ильин. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 512 с.
  4. Мокий В. С. Методология трансдисциплинарности-4. 2‑е изд., испр. и доп.  / В.С. Мокий. – Н.: АНОИТТ, 2014. – C. 3–4/[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.anoitt.ru/tdbiblioteka/tdmetodol.php (дата обращения: 01.09.2016).
  5. Олпорт Г. Становление личности [Текст]: избранные труды /Г. Одпорт / пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002.
  6. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности [Текст] / А. А. Реан. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 56 с.