«Спорт без проигравших»: соревновательная модель на базе равновесия Нэша

Фотографии: 

А.Л. Войнич1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Чикуров1
Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько2
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Радаева2
М.В. Петрова1
1Сибирский федеральный университет, Красноярск
2Томский государственный университет, Томск

В настоящем исследовании проведено теоретическое и практическое обос­нование спортивно-массовой соревновательной модели, построенной на базе концепции равновесия Нэша. Сущность предложенной модели состоит в использовании в ее основе принципа некооперативного равновесия, согласно которому каждый участник готов пойти на ограниченный для себя ущерб ради всеобщей выгоды от участия в соревновательном процессе. На основе математической модели равновесия Нэша на базе СК «Магма» (г. Красноярск) был осуществлен педагогический опыт длительностью в 3 года. В качестве испытуемых использовалась группа детей мужского пола в количестве около 30 человек в возрасте от 7 до 15 лет. Для реализации равновесия по Нэшу соревнования проводились с разбивкой на такое количество категорий и в таком формате, которые обеспечивали каждому участнику призовое место. Установлено, что использование предложенной спортивно-массовой соревновательной модели способствовало высокой самооценке испытуемыми эмоционального состояния в постсоревновательный период (в сумме 32,25 балла по шкалам Уэссмана–Рикса). В случае тотальной соревновательной конкуренции этот показатель был ниже на 23% и составил 26,28 балла. Таким образом, в результате проведённого опыта была выявлена адекватность предложенной соревновательной модели на базе концепции равновесия Нэша.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, массовый спорт, равновесие Нэша.

Литература

  1. Губко М.В. Теория игр в управлении организационными системами / М.В. Губко, Д.А. Новиков  / РАН ИПУ. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 2005. – 138 с.
  2. Захаров А.В. Теория игр в общественных науках: учебник для вузов / А.В. Захаров. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом «Высшая школа экономики», 2015. – 304 с.
  3. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин // Психодиагностика: практика. Методика «Самооценка эмоциональных состояний». – М.: Эксмо, 2007. Гл. 2. – С.  39 – 40.
  4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363 (дата обращения: 25.03.2018)
  5. Фискалов В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта  / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин // Проблемы развития массового спорта в России. – М., 2016. Гл. 7. – С. 98 – 110.