Трисубъектная дидактика в профессионально-педагогической подготовке бакалавра физической культуры на основе антропологического подхода

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Р.К. Серёжникова1
Доктор педагогических наук, професор Н.Ю. Штрекер1
Доктор психологических наук, доцент И.П. Краснощеченко1
Доктор педагогических наук, професор В.И. Колесов2
1Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга
2Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Рассмотрен феномен «трисубъектной дидактики» как педагогико-антропологической категории о целостности и единстве мировоззренческих (ценностно-смысловых) и теоретико-методологических (инструментальных) оснований построения практики субъекторазвивающего образовательного пространства. Активность студента проявляется в постоянном разрешении противоречия между той высокоорганизованной живой системой, которую представляет он сам (как интегральная индивидуальность) и объективными условиями образовательного пространства. Обоснована характеристика профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования профиля физической культуры с такими возможностями, которые позволяют рассматривать обучение в принципиально новом подходе к организации образовательного процесса по схеме субъект (преподаватель) – субъект (обучающийся) – субъект (обучающая система). Обучение в виде системы тройного взаимодействия субъектов образовательного процесса реализуется во взаимодействии преподавателя и студента в интерактивном режиме с системой обучения. При этом педагогический сценарий содержания дисциплины в контексте трисубъектной дидактики представляет собой гипермедийное представление информации, обеспечивающей ее визуализацию и вербализацию, а также возможность самостоятельного выбора пути перемещения по сложноструктурированному тексту, что способствует лучшему пониманию и усвоению информационного материала. Такая среда должна содержать: систему средств «общения» с общечеловеческой культурой, которая служит как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для её передачи, переработки и обогащения; систему самостоятельных работ по работе с информацией; интенсивные связи между участниками учебного процесса – как вертикальные, так и горизонтальные.

Ключевые слова: педагог по физической культуре, антропологический подход, трисубъектная дидактика, образовательное пространство, профессиональная подготовка бакалавров.

Литература

  1. Друзь В. А. Факторы индивидуализации физического воспитания студентов на современном этапе его реализации / В. А. Друзь, С. С. Ермаков, Г. П. Артемьева и др.//Физическое воспитание студентов. – 2017. – № 1. – С. 10–17.
  2. Исаев Е. И. Введение в антропологию образования: монография / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. – Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. – 215 с.
  3. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л. А. Коростылева. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 222 с.
  4. Куликова Л. Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учеб. пособие / Л. Н. Куликова. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. ун-т, 2005. – 320 с.
  5. Попов А. А. Понятие образовательной задачи в контексте теории педагогики самоопределения / А. А. Попов, И. Д. Проскуровская // Сборник «Образование 21‑го века: проблемы и перспективы»/Под ред. В. Зинченко. – Рига: «Эксперимент», 2002. – С. 336.
  6. Серёжникова Р. К. Ценностно-синергетический подход к организации педагогического процесса в высшей школе / Р. К. Серёжникова // Высшее образование в России. – 2012. – № 3. – С. 77–81.
  7. Серёжникова Р. К. Трисубъектная дидактика креативного про­фес­сионально-педагогического образования / Р. К. Серёжникова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – Т. 16. – № 4. – С. 9–15.
  8. Таланчук Н. М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики: Стратегемы развития педагогической теории и практики / Н. М. Таланчук. – Казань: ИССО РАО, 1996. – 71 с.