Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: новые вызовы современности

Современные парадигмальные сдвиги, происходящие в системе вузовского образования, ставят ее в состояние модернизации теоретических основ и апробирования «опережающих инноваций». В вузовском физкультурном образовании необходимы технологии, способные осуществлять переход к формированию «человека интеллектуального и телесно развитого, социокультурного, ориентированного на современный социум, способного в своей профессиональной деятельности преодолеть границы между сферой физического, ментального и духовного». Разработанная С.В. Дмитриевым  методология онтодидактики исходит из понимания человека разумного как биосоциокультурной сущности. В этом случае методология отражения полноты и целостности человеческой сущности в содержании образования выстраивается в противоположность к фрагментарности, абстрактности, отсутствию человеческого измерения в том, что предлагается для изучения в российских образовательных структурах.
На методологии онтодидактики авторская школа С.В. Дмитриева уже более 20 лет разрабатывает  антропные образовательные технологии, которые связаны с включением будущего специалиста в социум на принципах управления взаимодействием человека и общества на единой методологии для наук о природе (естествознание) и наук о духе (человекознание).
Важно понимать, что антропные  образовательные технологии характеризуются проникновением методов одной науки в предмет другой. Они основаны не столько на стыке наук, сколько на внутренних закономерностях и синергетических принципах взаимодействия различных наук, позволяющих осуществить синтез науки, технологии, искусства и методов социально-педагогического управления.
Универсализация знаний и деятельности в учебном процессе в данном случае основана на интеграции исследовательских методов и профессионально-педагогических функций высшего образования. Образование в современном смысле должно быть «надпредметным», это особый комплекс знаний и умений: способность будущего выпускника решать проблемы, проявлять креативность мышления и деятельности, готовность и умение учиться всю жизнь, что, безусловно, важнее повсеместно приобретаемых студентом предметно-дисциплинарных знаний.
Антропные технологии позволяют вырабатывать регулятивные методы управления собственной деятельностью, методы регулирующего самообучения и саморазвития.  Мы присоединяемся к разработчикам антропных технологий в утверждении, что новая стратегия физкультурного образования, построенная на методологии онтодидактики, должна побуждать и приводить в действие внутренние процессы развития и саморазвития будущего спортивного педагога. Реализация данной стратегии характеризуется творческим поиском, возможностью создания условий для открытий и инноваций. Современный  специалист в сфере физической культуры и спорта – это прежде всего эксперт, творец.  Смысл такого образования  состоит именно в этом – формировать механизмы, определяющие переход от самоопределения  студента к его самореализации в профессиональной деятельности. Онтодидактика в системе подготовки физкультурных кадров создаст предпосылки к образованию единого пространства гуманитарного и естественно-научного знания за счет снятия свойственного им субъектно-объектного дуализма в понимании феномена физической культуры.
Принципиально новый подход в физкультурном образовании, однако близкий к идее онтодидактики, предлагают авторы первой статьи «Перспективы» профессора Р.К. Серёжникова, Н.Ю. Штрекер, В.И. Колесов, доцент И.П. Краснощеченко (Калуга). В статье рассматривается феномен «трисубъектной» дидактики как педагогико-антропологической категории  о целостности и единстве мировоззренческих (ценностно-смысловых) и теоретико-методологических (институциональных) оснований построения субъектно развивающего пространства. Авторы утверждают, что педагогический сценарий освоения учебных дисциплин в контексте трисубъектной дидактики (по схеме: субъект–преподаватель; субъект–обучающийся; субъект–обучающая система) позволяет образовать обучающее гипермедийное пространство, обеспечивающее студенту визуализацию, вербализацию, возможность самостоятельного выбора пути понимания и усвоения  информационного материала.
Анализ сущности профессиональной подготовки в контексте «трисубъектной дидактики» позволяет обосновать концептуальные основы антропологической ориентации в самореализации студента как взаимодействие двух развернутых во времени процессов: внутренне детерминированного личностно-профессионального становления и внешнего – по отношению к личности студента, обучения, которые представлены, с одной стороны, уровнем «осознанного», а с другой – «информационного».
Результаты тестирования студентов выявили, что интерактивное образовательное пространство позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность студентов с помощью концентрации их внимания и организации целенаправленной деятельности (динамические векторы прохождения интегрированной компьютерной среды); сократить время на изучение теоретического материала; индивидуализировать обучение, развивать самостоятельность и самоконтроль; создавать более благоприятные психологические условия для студентов при проведении контрольных мероприятий.
Новые методологические подходы их реализации позволяют уже сейчас отвечать на современные вызовы социума, связанные с созданием информационного общества, которое диктует правила формирования нового образовательного пространства и подготовки принципиально других специалистов сферы физической культуры и спорта.
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск нового прорыва в теории и методике спортивной подготовки и физического воспитания.

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева