Экспериментальное обоснование содержания прикладной подготовки к плавательной практике на учебном парусном судне

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Зайцев1
Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор А.Б. Серых
Доцент Э.В. Харисов1
1Калининградский государственный  технический  университет, Калининград
2Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград

Целью исследования стало определение содержания прикладной подготовки будущих морских специалистов к плавательной практике на парусном судне. Проведенный профессиографический анализ деятельности курсантов на УПС и экспериментальные исследования прикладных качеств показал, что готовность курсанта к плавательной практике включает в себя следующие компоненты: психологический (волевая сфера и экзистенциальная сфера), физический (силовые качества – выносливость при работе анаэробно-лактатного и анаэробно-аэробного характера, ловкость (сноровка), статокинетическая устойчивость), устойчивость к укачиванию: бортовая, килевая, вертикальная и смешанная качка, прикладные умения.
В результате эксперимента был определен необходимый и достаточный перечень средств прикладной подготовки курсантов к плавательной практике. Проведенные исследования позволили выделить основные разделы прикладной подготовки курсантов к плавательной практике:
• тренировка общей выносливости с использованием гребли «Индор» (на концептах) в анаэробном и смешанном режимах;
• тренировка статокинетической устойчивости на различных видах опоры;
• тренировка устойчивости к укачиванию путем применения упражнений, моделирующих внутрианализаторные, межанализаторные и надсенсорные конфликты;
• силовая подготовка с применением различных видов хватов;
• спортивные и подвижные игры;
• упражнения для тренировки смелости;
• морская полоса препятствий для совершенствования прикладных двигательных умений и навыков.

Ключевые слова: курсанты, профессионально-прикладная физическая подготовка, плавательная практика.

Использованная литература

  1. Конвенция о труде в морском судоходстве. Билль о правах моряков. – Лондон: Международная федерация транспортников, 2006. – С. 16.
  2. Зайцев А. А. Теория функциональных систем – методологическая основа организации двигательной деятельности в физической культуре/А. А. Зайцев, Б. В. Сорока//Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный рецензируемый журнал. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2015. – № 1 (31). – С. 142–148.