Коррекционно-оздоровительная методика физического воспитания детей с нарушениями речи средствами физической культуры

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук П.В. Чухно1
Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Ахметов1
Р.Р. Валинуров1
Л.Е. Школьникова1
1Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны

Рассматриваются вопросы коррекции физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами баскетбола. В статье дано теоретическое обоснование разделов разработанной авторами программы физических упражнений, основанной преимущественно на элементах баскетбола; представлены результаты апробации данной программы в условиях педагогического эксперимента. 
Для участия в экспериментальной части исследования были привлечены дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе. Участники педагогического эксперимента были разделены на экспериментальную и контрольную группы, по 24 человека в каждой. Антропометрические и физиологические показатели определяли общепринятыми методами.
Установлено, что использование в процессе физического воспитания коррекционно-оздоровительной программы физических упражнений, основанной на элементах баскетбола, способствует нивелированию различий в двигательной сфере учащихся с ОНР. Предлагаемая коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания позволяет повысить уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с ОНР.

Ключевые слова: сохранение здоровья, ограниченные возможности, общее недоразвитие речи, морфофункциональные показатели, коррекция, школьники, физическая подготовленность.

Литература

  1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей / Е. Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1986. – 144 c.
  2. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
  3. Волошина Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей/Л. Н. Волошина // Физическая культура: воспитания, образование, тренировка. – 2003. – № 4. – С. 39–40.
  4. Галкина В. Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов / В. Б. Галкина // Дефектология. – 1999. – № 4. – С. 50–56.
  5. Гилевич И. М. Дети с отклонениями в развитии: метод. пособие / И. М. Гилевич. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.
  6. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей / Р. Е. Левина // Избранные труды. – М.: Диалектика, 2006. – 340 с.
  7. Поляничко М. В. Организация дополнительного урока физической культуры в младших классах/М. В. Поляничко // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2007. – № 3 (25). – С. 60–62.