Физическая рекреационная активность как средство сбережения здоровья студентов

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.Х. Хаупшев1
М.М. Киржинов1
А.М. Соблиров1
Кандидат педагогических наук, доцент Э.Б. Яхутлова2
1Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (КБГУ),  Нальчик
2Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова (КБГАУ), Нальчик

Цель исследования была направлена на изучение эффективных средств и форм сбережения здоровья студентов в условиях воздействия природных факторов на примере рекреационной активности студентов 1-2-го курсов вузов республики. Комплексный компьютерный мониторинг физического здоровья, функционального состояния и работоспособности – этот метод (Свидетельство № 2014661453) позволил получить фактический материал и оценить физическое состояние и динамику изменений функциональных показателей студентов. Исследование проводилось на студентах 1-2-го курсов (всего 67 человек) Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (КБГУ) и Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова (КБГАУ). Рекреационные мероприятия в виде туристского похода выходного дня (4-6-часовые выходы по субботам или воскресеньям) проводились в пригородной зоне города Нальчика дополнительно к двум обязательным занятиям избранным видом спорта в рамках элективного курса по физической культуре в вузе. Результаты подтвердили, что занятия активными формами туризма в условиях природной среды вызывают значимые физиологические изменения в функционировании сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Исследованные нами показатели функциональной подготовленности (ЧСС, ЖЕЛ и ЧД) и работоспособности (проба С.П. Летунова) студентов изменились в положительную сторону с достоверностью различий при р<0,05. Также показатели функциональной подготовленности (по ЧСС, ЖЕЛ и ЧД) обнаружили значимую корреляцию (R=0,635-0,755) с показателями физической работоспособности (по пробе С.П. Летунова) студентов. Эти изменения, в свою очередь, оказали положительное влияние на эффективность учебной, спортивной и трудовой деятельности студентов.

Ключевые слова: студент, здоровье, здоровый образ жизни, рекреационная активность, природная среда.

Литература

  1. Ахметшин А. М. Туризм как метод реабилитации и оздоровления инвалидов и пожилых людей/А. М. Ахметшин. – Уфа.: Центр медико-психологической реабилитации БРО ВОИ, 2000. – 69 с.
  2. Бальсевич В. К. Инновационные технологии модернизации физического воспитания школьников. Спортивно-ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ [Текст] В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, А. Г. Комков и др. – СПб.: СПбНИИФК, 2006. – 72 с.
  3. Булич Э.Г Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в её стимуляции / Э. Г. Булич, И. В. Муравов. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.
  4. Выдрин В. М. Физическая рекреация – вид физической культуры / В. М. Выдрин, А. Д. Джумаев // Теория и практика физ. культуры. – 1989. – № 3. – С. 2–3.
  5. Гаврилов Д. Н. Особенности мониторинга физического состояния населения / Д. Н. Гаврилов // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 3.– С. 60–62.
  6. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б. Х. Ланда.– М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
  7. Федотов Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. – М.: Советский спорт, 2006. – 364 с.