Конструирование физкультурно-оздоровительных занятий для юношей с учётом показателей соматотипа и состава тела

Фотографии: 

ˑ: 

Н.Н. Венгерова1
Е.Н. Комиссарова2
Ю.А. Клюс2
П.В. Родичкин3
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский уни-верситет, Санкт-Петербург
3Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Рассматривается возможность эффективной проектировочной деятельности при составлении кинезиологических конструкторов на основании результатов биоимпедансного анализа, направленного на определение соматотипа и состава тела юношей 17-18 лет, а также выполнение функциональных проб. Педагогическое исследование проводилось на базах Санкт-Петербургских университетов: педиатрического медицинского и экономического. В группе юношей 17-18 лет (n=177) выявлены подгруппы трёх основных типов телосложения − это макросоматотип (МаС, 15,5%), которая составляет меньшую часть,  мезосоматотип (МеС, 33,3%) и микросоматотип (МиС, 32,3%). Показатели функционального состояния организма юношей свидетельствуют о «низком» (37,2%)  и «плохом» (36,1%) уровне физической работоспособности (проба Руфье) и гипоксической устойчивости (проба Штанге и Генчи). Использование результатов биоимпедансного метода и экспресс-анализа функционального состояния организма юношей в процессе проектировочной деятельности по созданию кинезиологических конструктов позволяет эффективно подбирать адекватные средства и регламент выполнения физической нагрузки.
Представленный авторами кинезиологический конструкт рекомендуется для реализации в практике организованных учебных групп в рамках дисциплины «Физическая культура» в высшей школе, для самостоятельных занятий и в условиях фитнес-клуба.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, телосложение (соматотип), биоимпедансный анализ, состав тела, юноши 17-18 лет, функциональные пробы.

Литература

  1. Аппак Г. А. Оценка индивидуально-типологических особенностей девушек 17–18 лет и обоснование двигательной активности с учетом телосложения и заболеваемости: автореф. дис. … канд. биол. наук / Г. А. Аппак. – Санкт-Петербург, 2007. – 25 с.
  2. Виленский М. Я. Процессуальные характеристики формирования здорового образа жизни учащейся молодежи / М. Я. Виленский // Материалы 2‑й Всерос. науч.-практ. конф. – Самара, 2006. – С. 17–21.
  3. Мартиросов Э. Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э. Г. Мартиросов, Д. В. Николаев, С. Г. Руднев. – М.: Наука, 2006–248 с.
  4. Мартиросов Э. Г. Применение антропологических методов в спорте, спортивной медицине и фитнесе: учеб. пособие / Э. Г. Мартиросов, С. Г. Руднев, Д. В. Николаев. – М.: Физическая культура, 2010. – 120 с.
  5. Николаев В. Г. Онтогенетическая динамика индивидуально-типологических особенностей организма человека: учеб. пособие / В. Г. Николаев, В. В. Гребенникова, В. П. Ефремова и др. – Красноярск, 2001. – 172 с.
  6. Николаев Д. В. Биоимпедансный анализ состава тела человека / Д. В. Николаев, А. В. Смирнов, И. Г. Бобринская, С. Г. Руднев. – М.: Наука, 2009. – 392 с.