Повышение эффективности учебного процесса в вузе на основе метода биологической обратной связи

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Пискун1
Кандидат экономических наук,  доцент М.Ю. Абабкова1
Кандидат технических наук, доцент В.Л. Леонтьева1
1Санкт-Петербургский  политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Рассмотрены возможности применения метода биологической обратной связи для повышения эффективности процесса обучения студентов вуза.
Гипотезой исследования служило предположение о том, что представление учебного материала в графической форме способствует лучшему усвоению и запоминанию, а также положительно влияет на текущее психическое состояние студентов, чем представление аналогичного материала в текстовой форме. Целью исследования было изучение взаимосвязи между формами представления учебного материала и текущим психологическим  состоянием учащихся. В задачи исследования входила оценка психологического состояния учащихся на основе БОС-метода до и после учебного занятия и сравнение полученных данных у контрольной и экспериментальной групп. Сбор информации об эмоциональном состоянии студентов осуществлялся на основе психофизиологической методики CMS (Current Mental State – текущее психологическое состояние), реализованной в виде программно-аппаратного комплекса (ПАК) CMS. Для участия в пилотном исследовании были сформированы две фокус-группы студентов, одинаковые по численному составу (по 12 человек), близкие по возрастному и гендерному признакам. Серия экспериментов с применением предварительных замеров продемонстрировала, что изучение разных форм учебных материалов влияет на улучшение или ухудшение разных групп показателей текущего психологического состояния учащихся.

Ключевые слова: биологическая обратная связь, текущее психологическое состояние, эмоциональная сфера, улучшение, учебный процесс.

Литература

  1. Анализ состояния и динамики мирового рынка нейротехнологий [Электрон. ресурс] // Сибирский фронтир. Экспертно-аналитический портал. – Режим доступа: http://sibfrontier.ru/wp-content/uploads/2015/04/RVK_Analiz-sostoyaniya-... (дата обращения: 09.03.2018).
  2. Величко Т. И. Оценка функционального состояния организма с использованием АПК «АМСАТ-КОВЕРТ» в период сессии у студентов / Т. И. Величко // Живая психология. – 2017. – Т. 4. – № 4. doi: 10.18334/lp.4.4.38654.
  3. Ковалевская Е. В. Актуальное психическое состояние старшеклассников в условиях интерактивного обучения [Электрон. ресурс] / Е. В. Ковалевская // Психологическая наука и образование. – Режим доступа: http://psyedu.ru / journal / 2015 / 2 / Kovalevskaya. phtml (дата обращения: 09.03.2018).
  4. Опросник PEN. – URL: http://azps.ru/tests/2/tt23.html. (дата обращения: 09.03.2018).
  5. Петрова Н. Н. Физическая культура. Личность и адаптация: учеб. пособие / Н. Н. Петрова, О. Е. Пискун. – СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2017. – 95 с.
  6. Фролов Б. С. Программно-аппаратный комплекс CMS для оценки психического состояния. Метод и технология измерения параметров психики / Б. С. Фролов, И. В. Овечкина, А. Д. Отавин. – Архангельск, 2002. – 98 с.